Решение премьер-министра Ариэля Шарона о назначении генерал-майора запаса Меира Дагана (Губермана) директором "Моссада" вызвало весьма серьезные разногласия в израильских политических кругах. Во вторник Шарон позвонил Дагану и объявил: "Меир, принимай должность главы "Моссада". Поздравляю!" Но к сердечным поздравлениям присоединился только правый лагерь.
Как пишет газета "Маарив", левые в большинстве своем называют это назначение политическим, несмотря на то что Даган, по общему мнению, является одним из крупнейших в Израиле специалистов по борьбе с террором. Так, генсек партии "Авода" Офер Пинес заявил, что решение премьера - опасный прецедент, поскольку Даган причастен к политической жизни (он руководил предвыборным штабом Шарона и считается его личным другом на протяжении 30 лет). По словам Пинеса, "трудно освободиться от сомнений, сможет ли Даган выполнять свои обязанности, отрешившись от связей с движением "Ликуд".
"Ликудовцы" в ответ заявили: "Левые всегда недовольны. Если бы это было их назначение, то оно бы считалось государственным. Поскольку это назначение правого лагеря, то оно всегда политическое". Кстати сказать, министр обороны и председатель партии "Авода" Биньямин Бен-Элиэзер, напротив, поддержал решение главы правительства.
В последние годы "Моссад" переживает далеко не лучшие времена. Один из наиболее громких провалов - неудачное покушение на влиятельного человека в организации ХАМАС Халеда Машаля, имевшее место в Иордании. Кстати, чтобы замять скандал, Израилю пришлось освободить из тюрьмы духовного лидера этой организации шейха Ахмеда Ясина, с возвращением которого в Палестинскую автономию она обрела второе дыхание. Не менее громкий скандал произошел два года назад на Кипре, где были схвачены агенты "Моссада" при попытке установить аппаратуру прослушивания на вилле, в которой, как предполагалось, проживал один из лидеров палестинских террористов.
Меир Даган родился в России 55 лет назад. Он появился на свет в товарном вагоне поезда, в котором его семья ехала из Сибири в Польшу. Когда ему было пять лет, родители репатриировались в Израиль. Здесь он сделал блестящую военную карьеру. Он прошел путь от рядового до генерала. С 1967 года принимал участие во всех войнах Израиля.
В 1970 году Даган сблизился с Шароном, который командовал Южным военным округом. Когда будущий премьер взялся наводить порядок в секторе Газа, Даган командовал спецподразделением "Римон", в задачу которого входила ликвидация главарей террористов. Он был организатором еще двух спецподразделений по борьбе с террором. Даган, кстати, высококлассный востоковед-арабист.
В ходе Ливанской войны он командовал израильскими войсками в Южном Ливане, помогал организовывать ЦАДАЛ (Армия обороны Южного Ливана). Там же он выполнял роль организатора борьбы с террором, сходную с той, что выполнял в 70-е годы в Газе.
В 1991 году Даган стал помощником тогдашнего начальника генштаба Эхуда Барака по вопросам интифады. Год спустя был назначен помощником руководителя оперативного управления ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля).
Выйдя в 1995 году в запас, Даган предпочел жить в тиши городка Рош-Пина вблизи Галанских высот. Но в начале правления Барака, когда тот пытался добиться мира с Сирией путем передачи Галан, Даган среди первых выступил против этого плана.
В мае 1996 года тогдашний глава правительства Шимон Перес назначил Дагана на пост заместителя начальника антитеррористического отдела при канцелярии премьер-министра. С приходом к власти в июне того же года Биньямина Нетаньяху он возглавил этот отдел. После уже упоминавшейся неудачной попытки "Моссада" ликвидировать в Иордании Машаля Даган ушел в отставку.
Что любопытно: в конце 1999-го - начале 2000 года он публично отказался от руководящих должностей как в структуре "Моссада", так и ШАБАКа (Общая служба безопасности). Новый пост он получил в острой борьбе с другими конкурентами. В частности, с заместителем директора "Моссада" генералом Амирамом Левиным, считающимся левым, и Шломо Яннаем из генерального штаба, являющегося центристом.
Тель-Авив