0
899
Газета В мире Интернет-версия

11.09.2002 00:00:00

С афганским опытом в Ирак

Александр Умнов

Об авторе: Александр Юрьевич Умнов - главный эксперт Института изучения Израиля и Ближнего Востока.

Тэги: сша, ирак, афганистан, опыт


сша, ирак, афганистан, опыт

Нынешняя власть в Багдаде десятилетиями жестко ограничивает политические амбиции ислама внутри страны и проводит политику модернизации. Свергнутые же около года назад афганские талибы выступали за всеохватывающую роль мусульманской религии, ориентировались на Средневековье. Иракский режим сформировался во времена холодной войны, талибский - после ее окончания. В то же время между ними много и общего. Прежде всего они принадлежат к ближне-средневосточной (условно говоря "исламской") цивилизации, которая весьма болезненно контактирует с цивилизацией евро-американской. Из всех правящих сил лишь они пошли на граничащий с самоубийством конфликт с Соединенными Штатами.

Объективные причины столь на первый взгляд явно неразумного поведения скрыты внутри их стран. Этнический состав Афганистана напоминает пестрое одеяло, а в Ираке он фактически сводится к численно превосходящим арабам и местным курдам. Подавляющее большинство и афганцев, и иракцев - мусульмане. В Афганистане доминирует одно направление ислама - суннизм. В Ираке среди большинства распространено другое направление - шиизм. Суннизм же исповедуют власти и меньшинство местных жителей.

Во времена холодной войны Афганистан стал объектом массированного вмешательства извне, что после ее окончания привело к взрыву межэтнических противоречий и фактическому распаду страны. Потребность в воссоединении способствовала политизации ислама и утверждению талибов. В Ираке взрывоопасность собственных противоречий проявилась также в годы холодной войны, правда, под влиянием внутренних факторов. Курды стали требовать то широкой автономии, то собственного государства. Потом на первый план (по крайней мере потенциально) вышли противоречия между приверженцами суннизма и шиизма. Масла в огонь подлила исламская революция в соседнем Иране, подавляющее число населения которого, как и в Ираке, исповедует шиизм.

Желая продемонстрировать жизнеспособность светского режима внутри страны и на мировой арене, Багдад развязал войну с Тегераном. Она оказалась неудачной. Лишь нежелание Ирана способствовать опасному для него самого распаду Ирака позволило Багдаду "сохранить лицо". Тем не менее жизненно необходимая с точки зрения внутренней консолидации потребность если не в военных успехах, то по крайней мере внешнеполитической конфронтации сохранилась. Вскоре Ирак, вспомнив о своих старых претензиях на соседний Кувейт, оккупировал эту страну. Совпавшая с концом холодной войны акция вызвала крайне негативную реакцию не только арабского мира, но и всего мирового сообщества.

Не желая, как и Тегеран, распада Ирака, возглавивший международную коалицию Вашингтон предпочел не свергать багдадский режим, а резко ограничить его суверенитет санкциями СБ ООН. Возможно, американцы надеялись таким образом содействовать приходу к власти более умеренных сил. Но если такие надежды и были, они не оправдались. Иракский режим не только выжил, но и изгнал инспекторов ООН, призванных подтвердить отсутствие в стране оружия массового поражения. А этот вопрос, учитывая "послужной" список Багдада (в частности применение химического оружия против Ирана), очень важен.

Надо заметить, что в сравнении с нынешними иракскими властями талибы в Афганистане выглядят меньшими экстремистами. Ведь угрозу представляли не столько они, сколько обосновавшиеся в стране за долго до них международные террористы. На фоне продолжающегося внутриафганского противоборства исламское движение "Талибан", видимо, при всем желании не могло выдать своих "гостей". В Ираке же ситуация принципиально иная. Здесь сам Багдад, а отнюдь не пустившая корни в местной почве внешняя сила, бросает вызов мировому сообществу.

Возможно, иракский режим и сегодня рассчитывает на нежелание американцев идти до конца. Но сегодня эти надежды вряд ли оправданны. США также имеют собственный опыт, который заставляет их действовать теперь гораздо более жестко, чем прежде. Несмотря на все издержки, Афганистан под американским контролем уже не служит источником столь опасных тенденций, как прежде. Поэтому, если в Ираке в ближайшее время к власти не придут новые силы, удар США по этой стране скорее всего неизбежен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1759
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1103
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
801
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1084

Другие новости