Проблема обеспечения свободного транзита российских граждан между Калининградской областью и остальной территорией РФ приобретает все более неотложный характер. 2004 год, когда Польша и Литва войдут в ЕС и их границы станут рубежами Шенгена, - не за горами. Это вынудило Москву "проснуться" и активизировать свои усилия в поиске приемлемого решения как с точки зрения обеспечения российского суверенитета, так и прав свободного передвижения россиян межу частями собственной страны.
В этой связи зарубежная печать широко обсуждает инициативу президента РФ Владимира Путина, предложившего Евросоюзу двигаться в строну обоюдной отмены визового режима, а также "переходный план", представленный на прошлой неделе специальным представителем российского президента по проблеме Калининграда Дмитрием Рагозиным Комиссии ЕС в Брюсселе.
"Калининградский вопрос как никакой другой отягощает в настоящее время отношения России с Европейским союзом, - пишет мюнхенская газета "Зюддойче цайтунг". - Путин отклоняет прагматические предложения о введении удешевленных и упрощенных виз, поскольку речь идет о принципах. С одной стороны, он отвергает визовое урегулирование, видя в этом попрание российского суверенитета, а с другой, хочет побудить ЕС к полной отмене виз для россиян".
Как отмечает лондонская "Файнэншл таймс", "Россия усилила давление на Европейский союз с целью получения гарантий, что ее прибалтийский анклав - Калининградская область - не будет отрезан от остальной территории России, когда граничащие с Калининградом Польша и Литва вступят в члены ЕС и установят строгий пограничный режим". Подчеркивается, что президент Владимир Путин считает вопрос о Калининграде решающим для будущего отношений между Россией и ЕС.
В газете "Вельт" ситуацию комментирует известный германский эксперт по российским делам Александр Рар. По его словам, "переговоры меду Россией и ЕС о визовом урегулировании для транзитного проезда россиян между Калининградом и Россией вступили в решающую фазу. Долгое время они находились в тупике. Но недавно Путин перешел в наступление, предложив для решения проблемы доступа в будущий калининградский анклав отмену визового режима между странами ЕС и Россией. Путин аргументировал, что если ЕС действительно заинтересован в "совместном экономическом и безопасном пространстве с Россией", то такая стратегическая цель может быть осуществлена до 2006 года".
Автор статьи подчеркивает, что Евросоюзу "будет трудно отклонить новые предложения Москвы без тщательного изучения. Возможно, к решению проблемы подключатся руководители Франции и Германии, на что надеется российский президент. Насильственное введение визового режима Евросоюзом означало бы для Путина и России потерю лица. ЕС постарается избежать риска подрыва отношений с Россией. Ответ на предложение Путина должен быть таким, чтобы не допустить трещины в позитивных перспективах сотрудничества между ЕС и Россией", - заключает эксперт.
В западной прессе признается, что российские "переходные предложения", представленные Брюсселю, носят компромиссный характер, поскольку Россия готова принять визовой режим для поездок своих граждан через Польшу, но, с другой стороны, стремится к особому урегулирования для пересечения территории Литвы. СМИ приводят слова Рагозина о том, что теперь и ЕС требуется проявить гибкость. В противном случае он будет рекомендовать президенту РФ бойкотировать следующий саммит ЕС-РФ, запланированный на ноябрь в Копенгагене.
Но дело не только в позиции ЕС. Весьма примечательны комментарии влиятельной американской газеты "Уолл-стрит джорнэл". Она утверждает, что "за последние несколько недель Россия развеяла многие из иллюзий, которые появились в период удачных саммитов г-на Путина с западными лидерами", а "тон российской дипломатии звучит скорее агрессивно, а не дружественно, особенно в случаях, когда речь заходит о проблемах, тесно связанных с Россией".
Впервые в числе российских "грехов" авторами этой статьи перечисляются не только Грузия и Чечня, а также общение с Ираном, КНДР и Ираком, но и то, что "Москва питает националистические протесты против предполагаемой изоляции Европейским союзом ее Калининградской области, которая лежит между Польшей и Литвой. ЕС предполагает предоставить одному миллиону проживающих там россиян облегченный процесс оформления виз после вступления Польши и Литвы в Союз, однако г-н Путин с угрожающими нотками говорит, что кое-кто в Европе просто хочет создать еще один "транзитный коридор". И вывод: "Из-за политических реалий и исторических традиций его (Путина) страны интеграция с Западом остается такой же невыполнимой задачей, какой она была и при Петре Великом".
Весьма возможно, что в Вашингтоне неспроста заинтересовались судьбой далекого Калининграда. Не исключено, что США собираются использовать и эту тему в давлении на Москву, и российской дипломатии придется иметь дело в поисках решения проблемы не только с ЕС.