0
612
Газета В мире Интернет-версия

27.08.2002 00:00:00

Второе пришествие Путина на флот

Тэги: путин, флот, бюджет


Свой очередной визит к военным (на этот раз - на Тихоокеанский флот) президент РФ Владимир Путин использовал для уточнения ряда позиций Кремля в сфере военного строительства. Так, ориентируясь на настроение общества, глава государства сообщил, что сроки воинской службы по призыву увеличены не будут. Более того, по словам президента, надлежит думать об их сокращении. Вряд ли такая идея найдет понимание среди военного руководства, озабоченного тем, что уже через пять лет Вооруженные силы столкнутся с дефицитом солдат. Заменить их контрактниками (это, по словам Путина, "задача номер один") в рамках нынешнего уровня социальной защищенности военнослужащих вряд ли удастся. Генералам, похоже, удалось довести свою позицию до президента, который подверг критике политиков-популистов, которые "много обещают", и заявил, что "преимущества воинской службы должны быть привлекательны и они должны быть очевидны".

Владимир Путин также сделал ряд заявлений, означающих, что Кремль в очередной раз намерен вернуться к проблемам ВМФ, а трагический эпизод, связанный с гибелью "Курска", стал достоянием истории. Глава государства констатировал неновый для специалистов факт: "Флот находится в сложном положении", однако сопроводил его весьма примечательным заявлением о том, что в недавнем прошлом доля оборонного бюджета, "которая шла на нужды флота, была слишком мала", а государство "подзабыло о закладке новых кораблей".

Раскладка военных расходов России засекречена, поэтому подкрепить заявление президента конкретными цифрами сложно. Известно, что доля ВМФ в общем объеме военных расходов составляет 11-12% (в 1998 г. - 9,2%, в 1993 г. - 23%), а уровень ежегодного финансирования кораблестроения в 1999-2001 гг. составлял 3-5% стоимости программ.

Напомним, что уже первые шаги Владимира Путина на посту президента свидетельствовали о его повышенном внимании к флоту (видимо, сыграл свою роль и фактор "малой родины"). В марте 2000 г. новоизбранный президент присутствовал на защите диссертации главкома ВМФ Владимира Куроедова, а через 10 дней утвердил "Основы политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 года". По мнению наблюдателей, в тот момент Куроедов считался фаворитом в борьбе за пост министра обороны. Был намечен грандиозный по масштабам новой России поход кораблей Северного флота в Атлантику и Средиземное море, который должен был свидетельствовать о возвращении отечественного флота на океанские просторы. Крест на этих планах поставила гибель "Курска".

Реалии оказались еще более мрачными, чем доклады флотоводцев. Избранные в 1990-х гг. направления строительства флота отражали слегка подкорректированные советские подходы и не соответствовали новым политическим потребностям и экономическим возможностям страны. Судьбы заложенных или достроенных в 1990-е годы крупных кораблей - тому свидетельство. "Курск" погиб, достройка однотипного "Белгорода" заморожена, авианесущей крейсер "Адмирал Кузнецов" больше времени проводит в ремонте, чем на боевой службе. Востребованными оказались только многоцелевые надводные и отчасти подводные корабли (БПК "Адмирал Чабаненко", подлодка "Гепард").

В то же время долгострой продолжается. С помпой спущена на воду после 12-летнего ремонта стратегическая субмарина проекта 941, которую непонятно, чем вооружать. На стапелях "Севмашпредприятия" который год идет постройка подводных кораблей нового поколения: ракетоносца "Юрий Долгорукий" и многоцелевого "Северодвинска".

Увлечение гигантскими проектами советских времен имело оборотную сторону. У ВМФ не оказалось кораблей для решения тех задач, которые ранее казались второстепенными: защита экономической деятельности, охрана рыбных запасов и полезных ископаемых шельфа, обеспечение безопасности коммуникаций.

Предназначенные для их решения новые многоцелевые корабли (примерно в четыре раза более дешевые, чем подводные ракетоносцы) практически не строились. На стапелях застыл второй сторожевой корабль проекта 11540, не определена судьба единственного фрегата нового поколения "Новик". Между тем нужда в кораблях этого класса оказалась настолько велика, что пришлось достраивать даже "Татарстан", который по своим параметрам явно не соответствует требованиям XXI века (недаром от его закупки отказались все инозаказчики, которым он предлагался).

Из новых кораблей "по средствам" оказались лишь многоцелевые корветы, которые в Советском Союзе вообще не строились, поскольку они не вписывались в концепцию решающего сражения с мировым империализмом на океанских просторах. Однако с их созданием явно запоздали - первый корвет ("Стерегущий") заложен на "Северной верфи" лишь в декабре 2001 г. и будет сдан флоту в 2005 г.

В кораблестроении Куроедов предлагает сделать акцент на достройку, ремонт и модернизацию и лишь в 2004-2005 гг. начать закладку новых боевых единиц (первыми будут фрегат и десантный корабль). Позиция главкома нашла свое отражение и в Государственной программе вооружений, которую Путин, выступая во Владивостоке, назвал "абсолютно реальной для исполнения". Подчеркнем, что заявление президента относится к уже существующему документу, а сделано оно для того, чтобы дать сигнал: "Флоту простили былые прегрешения".

Другой фактор, заставляющий президента вновь повернуться к флоту, - потребность Кремля в укреплении силовой составляющей внешней политики. Командование ВМФ живо откликнулось на этот запрос и в этом году проявило беспрецедентную активность в области боевой подготовки. Достаточно вспомнить недавние учения на Каспии, сбор-поход Балтийского флота, визит БПК "Адмирал Чабаненко" в Северную Атлантику. В этом же контексте лежат и несколько меньшие по масштабам российско-норвежские учения "Баренц-2002".

Нельзя не отметить один характерный момент: интенсификация военно-морской деятельности отмечается в тех регионах, где Россия имеет ощутимые экономические интересы. Акции, имеющие целью лишь "демонстрацию флага", откладываются на более поздний срок, о чем говорит, в частности, отмена похода эскадры ЧФ в Средиземное море.

Если проанализировать открытые документы ВМФ, то можно выявить несколько направлений, на которых флот сосредоточится в ближайшие годы. Среди них:

- обеспечение свободы деятельности на Черном и Каспийском морях;

- установление полного контроля над Азовским морем, которое по своему статусу должно стать внутренним;

- доминирование в Арктике и, в частности, поддержка международно-правовых инициатив Москвы по существенному расширению принадлежащего России континентального шельфа;

- поддержание баланса сил, а если возможно, то и борьба за господство в ключевых проливах.

В целом постепенный рост адекватности военно-морской политики налицо. Однако возможности России вряд ли позволят реализовать амбициозные замыслы адмиралов. Что бы ни пообещал им Путин, запрашиваемых флотом 25% военного бюджета получить, по-видимому, не удастся. Для согласования экономических реалий и долгосрочных планов строительства ВМФ придется отказаться еще от многих грандиозных проектов, не подкрепленных финансами и, главное, не обоснованных с точки зрения геополитических задач государства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
757
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2504
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1692
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1310

Другие новости