В последнее время мировые СМИ не устают сообщать об этносоциальных конфликтах, сотрясающих одну из наиболее красивых и богатых стран Черного континента - Республику Зимбабве. По данным местного Союза коммерческих фермеров (СКФ), зимбабвийские власти арестовали уже около 150 белых землевладельцев, не желающих покидать свои хозяйства для передачи их чернокожей бедноте. Суды завалены массой исков, рассмотрение которых намечено на начало сентября.
Порой создается впечатление, что все происходящее в Зимбабве напоминает большевистские аграрные эксперименты из отечественной истории, также сопряженные с конфискацией земель и репрессиями против "эксплуататоров-кулаков" (правда, в СССР ни о каких судебных тяжбах по этому поводу нельзя было и мечтать). Ровно две недели назад истек срок, который правительство Зимбабве отпустило некоторым "коммерческим фермерам" европейского происхождения для добровольной сдачи земельной собственности. Покинуть свои хозяйства предстояло 2900 белым фермерам (общая их численность составляет около 4500 человек) и членам их семей. Однако до сих пор свыше 2 тысяч землевладельцев не спешат оставлять свои дома и плантации, уповая на зимбабвийскую юриспруденцию и помощь Запада.
Принципиальное решение конфисковать владения "сельских эксплуататоров" и изгнать бывших хозяев было принято властями Зимбабве в ходе разработки так называемой "программы быстрого переселения", которая предполагает выделение наделов каждому безземельному чернокожему сельскому жителю. На первый взгляд может показаться, что 78-летний президент Зимбабве Роберт Мугабе, которого еще 10 лет назад называли создателем государства "межрасовой гармонии", неожиданно увлекся неким леворадикальным экономическим экспериментом или даже превратился в "черного расиста". На самом деле все далеко не столь просто. Без небольшого экскурса в историю здесь не обойтись.
Западные эксперты достаточно часто противопоставляют Зимбабве ЮАР, так как Претории за годы реформ, прошедшие после ликвидации системы апартеида, удалось избежать серьезных социальных катаклизмов. Однако в отличие от ситуации в ЮАР антиколониальная и антирасистская борьба ХХ столетия в тогдашней Южной Родезии сопровождалась требованиями предоставления не только независимости, но и земли для большинства сельского населения. Дело в том, что в период британской колонизации в ХIХ веке земли примерно половина жителей страны волевым решением британской администрации без всяких выкупов и компенсаций лишилась своих земельных наделов. С получением независимости в 1980 г. зимбабвийские революционеры показали себя прагматиками: ни о каком "черном переделе" не шло и речи, планировалось постепенное поэтапное проведение аграрной реформы. Масса белых землевладельцев, вроде бы собравшихся эмигрировать, стала "распаковывать чемоданы". Характерно, что Роберт Мугабе имел в то время на Западе, особенно в США, весьма высокую политическую репутацию.
Однако за последние годы ситуация резко изменилась. Интересное видение событий в этой связи предложил "НГ" замдиректора Института Африки РАН, доктор исторических наук Владимир Шубин. "Когда в конце 1970-х годов шли переговоры о политическом урегулировании в Южной Родезии, Великобритания и США обещали выделить зимбабвийцам до двух млрд. долларов, которые предназначались в основном на проведение земельной реформы посредством выкупа. Официальных документов, однако, на сей счет подписано не было. Если уместны аналогии, то Запад тогда вел себя в отношении Зимбабве в какой-то мере так же, как и в игре с Михаилом Горбачевым, которому обещали "не расширять НАТО на восток", что оказалось ни к чему не обязывающей устной риторикой.
Одной из главных причин нынешнего кризиса, считает Владимир Шубин, можно назвать принятие правительством Зимбабве в начале 1990-х годов экономической программы МВФ, приведшей к коллапсу большей части всей промышленности страны (опять возникает аналогия с родным отечеством), в результате чего масса безземельных крестьян пополнилась целой армией безработных. Как минимум миллиону человек потребовалась работа и земля. Если к этому добавить, что часть земель белых хозяев оставалась "девственными угодьями", т.е. просто не обрабатывалась, то становится более понятной реакция безземельных ветеранов освободительной войны, инициировавших процесс передела собственности. Примечательно, что поначалу передача земли вызвала рост сельскохозяйственного производства. Однако здесь сыграло особую роль то, что среди белых фермеров около тысячи человек являются гражданами Великобритании. Лондон развернул против Хараре сначала информационную, а потом экономическую войну, всячески пестуя местную оппозицию. Стремясь победить на президентских выборах в марте этого года, Мугабе пошел на радикализацию своей экономической программы, что во многом и привело к нынешнему положению вещей. Ну а для премьер-министра Великобритании Тони Блэра президент Мугабе - это "африканский Милошевич", в обоих случаях применяются сходные технологии для отстранения политического лидера".
Запад в целом совершил большую ошибку, утратив в 1990-е годы коллективную инициативу в "зимбабвийских делах". Критиком номер один нынешнего руководства Зимбабве выступает ее бывшая метрополия, что лишь нагнетает страсти. Как сообщала местная пресса, немалой собственностью в Зимбабве владеют потомки Уинстона Черчилля, того самого британского лидера, который всегда был для африканцев олицетворением наиболее жестких колониальных порядков.
Известны факты, когда в целях организации блокады Зимбабве английские военные патрули в Индийском океане перекупали предназначавшиеся для Хараре танкеры с нефтью из арабских стран и Ирана. Однако, когда Блэр говорит от имени стран - членов Содружества (объединяющего Великобританию и ее бывшие колонии) об ужесточении санкций против Зимбабве, он лукавит. В Содружестве на сей счет нет единства. Например, Малайзия недавно предложила Зимбабве кредит в 0,5 млрд. долларов на строительство объектов гидроэнергетики. Компромиссные варианты предлагают парламентарии и общественные организации аграриев в соседних Ботсване и Малави, приглашающие белых мигрантов-фермеров взять земли на паях с тамошними крестьянами. Готовы предоставить свободные угодья специалистам в области сельского хозяйства и власти дружественного Мугабе португалоязычного Мозамбика.
Есть такая бушменская поговорка "Кто хоть раз попробовал нашей воды, неизбежно вернется к ней". Сегодня она приобретает двойной смысл. Если понимать ее аллегорически, то многим "белым африканцам" в Зимбабве совершенно не с руки покидать родной континент, тем более что из соседних стран звучат весьма заманчивые предложения. В прямом же смысле она звучит просто драматически. В Зимбабве сейчас нещадная засуха, на смену которой грозит прийти хорошо известный в этих краях и не менее страшный природный катаклизм "Эль-Ниньо". Многие зимбабвийцы молятся тому, чтобы начались обычные дожди. Иначе природные катаклизмы лишь усугубят социально-политический кризис.
Правительство Мугабе оказалось в безвыходном положении. Прекрати оно практику конфискации земель членов СКФ, последует взрыв недовольства среди черного большинства, что, учитывая активность оппозиции, может поставить страну на грань гражданской войны. С другой стороны, продолжение столь рискованной политики вызовет лишь усиление блокады со стороны Запада, а это чревато совсем негативными последствиями для зимбабвийской экономики.