Через несколько дней в Приморье состоится встреча, за которой очень внимательно будут следить политики и дипломаты многих стран. Президент Российской Федерации Владимир Путин встретится с лидером КНДР Ким Чен Иром, который будет находиться в этом регионе с рабочим визитом.
Предстоящая встреча - последовательное продолжение российской политики последних лет, основывающейся на признании существующих реалий и стремлении провести в жизнь российские интересы в этой части Азии. Недавний визит в Пхеньян и Сеул министра иностранных дел России Игоря Иванова наглядно показал, что наша страна не только хочет, но и может реально содействовать развитию межкорейского диалога, внести свой весомый вклад в снижение напряженности, в выстраивание цивилизованных отношений между всеми государствами региона.
Почему эта встреча имеет особо важное значение сейчас?
Во-первых, президент России является практически единственным мировым лидером, который поддерживает на регулярной основе контакты с Ким Чен Иром и который имеет достаточно четкое видение проблем КНДР.
Во-вторых, Россия объективно сейчас получает очень серьезные возможности все же сдвинуть практически с мертвой точки ряд интересных для нее экономических проектов, в первую очередь помочь в запуске железной дороги из Пусана на Европу через всю российскую территорию, что сулит и нашей стране немалые выгоды.
В-третьих, наметились определенные перспективы в отношении того, что диалог между Севером и Югом может получить новое измерение, стать более стабильным и предсказуемым.
В-четвертых, и это, пожалуй, самое главное, в КНДР сделан первый шаг в направлении к рыночной экономике. И пусть для многих он может показаться незначительным, но на деле он является для КНДР революционным, в корне меняющим представление целой нации о принципах организации своей жизни.
Следует сразу сказать, что, по данным, которыми мы располагаем, начатые реформы в экономической сфере являются не началом какого-либо экзотического эксперимента, а стартом серьезного и достаточно долгосрочного процесса, который должен обеспечить КНДР поэтапный и стабильный период внутренних изменений, начать процесс "открытия" страны для соседей и для остального мира.
Ким Чен Ир, который внимательно изучил китайский, вьетнамский и российский опыт преобразований последнего десятилетия, стремится найти для себя модель, которая, с одной стороны, позволила бы в конечном счете поднять экономику страны, а с другой - не привела к неконтролируемым значительным трансформациям в политической сфере.
Его логика достаточно проста - нужно делать шаги вперед, но делать их продуманно и исходя из тех стартовых условий, в которых находишься сегодня. Да и каждому более-менее специалисту ясно, что реформы в КНДР не могли никогда пойти "снизу", вся логика преобразований может быть выстроена на решениях руководителя страны. Тем более что для таких шагов в целом складывается сейчас достаточно неплохая обстановка.
Ким Чен Ир хорошо понимает, что открывающиеся и для КНДР перспективы в свете возобновления железнодорожного сообщения на территории Корейского полуострова, а также прокладки нефтепровода с Ковыткинского месторождения могут стать реальностью только тогда, когда будет решен ряд базовых вопросов не только технического, но и политического характера, в том числе связанных непосредственно с Российской Федерацией.
Экономические преобразования в КНДР не могут быть эффективны, если они не будут самым тесным образом связаны с реализацией двух вышеназванных проектов. Только в этом случае может быть обеспечена как модернизация уже существующих предприятий промышленного, транспортного и энергетического комплекса, так и создание новых, современных производственных объектов. Это необходимо для того, чтобы постепенно начать поднимать уровень экономического развития КНДР и снижать степень разрыва с Республикой Корея.
В конечном счете для объединения на Корейском полуострове будет достаточно много значить то, в каком экономическом положении будет находиться каждая из сторон на заключительном этапе этого процесса. Если Ким Чен Иру удастся начать модернизационный процесс и реально повысить уровень жизни в КНДР, то схема "бедный Север - богатый Юг" в определенной степени уйдет в прошлое.
Переход к экономическим преобразованиям в КНДР может при определенных условиях стать началом и еще одного принципиально важного процесса - постепенного сокращения вооруженных сил на основе "перекачки" части военнослужащих в гражданский сектор на строительство новых и модернизацию старых промышленных объектов.
Главное, на мой взгляд, сегодня - не давить на КНДР, не требовать от политического руководства страны больше того, что реально возможно сегодня. Непростое решение Ким Чен Ира начать экономические преобразования должно получать максимально позитивный резонанс. В противном случае можно столкнуться и с частичным возвратом к старому.
У России свой практический интерес - начало экономических преобразований в КНДР становится действительно важным фактором, который подталкивает реализацию намеченных проектов, в том числе железнодорожного. Для нас возрождение Транссиба, а также дополнительные возможности, открывающиеся в случае налаживания железнодорожного моста из Пусана в Европу, будут совсем не лишними. Естественно, что есть и определенные новые перспективы в плане развития регионального сотрудничества для Приморского и Хабаровского краев.
Безусловно, что экономическое развитие КНДР не может осуществляться исключительно на основе взаимодействия с Российской Федерацией. Но такое взаимодействие будет прямым сигналом и многим другим странам, которые по различным причинам заинтересованы принять участие в этом процессе. Речь идет помимо Республики Корея о Японии и некоторых других странах региона. Для них Россия может выступить в качестве своего рода гаранта того, что "процесс пошел" и что экономическое развитие КНДР не будет вести к наращиванию военного потенциала страны.
В конечном счете уже сейчас можно было бы подумать над тем, что по ряду проектов для КНДР могут быть созданы многосторонние консорциумы, где будут представлены и российские деловые структуры. Нельзя полностью исключать и того варианта, что может быть создан механизм межгосударственного характера по помощи в развитии экономики КНДР.
С политической точки зрения Россия сегодня является главным игроком на международном поле взаимодействия с КНДР. Это, безусловно, выигрышное для нас сегодня направление, поскольку именно Россия может в целом изменить ситуацию, содействуя развитию нормальных отношений КНДР с другими странами, в том числе с США и Японией.
Совершенно очевидно, что возможность установления дипломатических отношений между КНДР и Японией, появившаяся в последнее время, должна быть всемерно поддержана с российской стороны.
Отношения с США, по всей видимости, еще не раз у Пхеньяна будут идти по схеме "спад-подъем", но, по всей видимости, и здесь можно было бы предпринять ряд шагов, которые по крайней мере позволили бы усилить конструктивное начало в этих отношениях (здесь, правда, следует уже сейчас иметь в виду, что возможные военные действия США против Ирака будут по известным причинам однозначно крайне негативно восприняты руководством КНДР).
На корейском направлении перед российской дипломатией стоит еще много нерешенных задач. Это прежде всего логическое следствие той достаточно непростой ситуации, которая сложилась за последние годы, когда Россия зачастую оставалась в стороне от проблем, требующих ее непосредственного участия. Сейчас положение изменилось в корне, и России вполне по силам решить главную стратегическую задачу на ближайшее время - вывести КНДР из "оси зла" и показать, что дальнейшее продвижение к взаимопониманию на Корейском полуострове возможно лишь при эффективной международной поддержке этого процесса, без оказания какого-либо политического или иного давления на КНДР.