0
1018
Газета В мире Интернет-версия

20.08.2002 00:00:00

"Мы не смотрим на аудиторию как на инструмент"

Тэги: общественное телевидение, аудитория


- Как вы считаете, почему зрители выбирают общественное телевидение, именно ваши каналы?

Стивен Вител: Потому что это самый большой оператор на рынке. (Смеется.) Я думаю, потому, что мы делаем наши программы привлекательными для наших зрителей. Мы знаем пристрастия аудитории и пытаемся ей соответствовать. Помимо того у нас достаточно денег для того, чтобы делать то, что мы считаем нужным и важным: хорошие новости, хорошую документалистику, хорошую драматургию. Кроме того, люди смотрят нас из-за утверждаемых нами ценностей. То, как мы доносим до аудитории информацию, - особенный, очень качественный, отражающий жизнь путь.

Йоп Далмайер: Главное для нас - это отношение к аудитории. Мы не смотрим на нее как на инструмент. Мы смотрим на зрителя как на личность, а не как на покупателя, который идет в магазин. Да, наш зритель - это потребитель, который хочет найти что-то интересное в наших программах. Мы пытаемся найти в нашей аудитории, и слушателях (компании принадлежат несколько радиостанций. - "НГ"), и зрителях, разные группы и предложить этим группам различные, интересные им программы. Мы все время находимся с ними в дискуссии о том, что им бы хотелось увидеть или услышать от нас. А на коммерческих станциях все абсолютно наоборот. Мы пытаемся предложить высококачественные программы вместо того, чтобы произвести дешевые. Это тоже одно из главных отличий общественного вещания от коммерческого. В то же время в нашей стране мы никогда не станем крупнейшим вещателем, но мы всегда будем первыми в драме, в документалистике, в информационных, новостных программах. Но никогда не войдем в десятку в развлекательном жанре.

- Таким образом, можно сказать, что цели, которое ставит перед собой коммерческое телевидение, отличаются от целей общественного?

С.В.: Да, они различны. Это разная культура, разное понимание. В конечном счете мы используем деньги для того, чтобы создавать программы, вместо того, чтобы использовать программы для того, чтобы делать деньги. (Йоп кивает головой. - "НГ".)

- Мне кажется, зрителям в России, которые интересуются политикой больше, чем европейские, было бы интересно узнать, чем отличаются информационные программы на ваших каналах от информационных на коммерческих.

С.В.: Во-первых, наш интерес к политике уже говорит о том, что мы отличаемся от коммерческих каналов, которые особо этим не интересуются. Мы наблюдаем за процессами, происходящими в английском парламенте, Национальной ассамблее и в Европейском парламенте. Кроме того, мы создаем программы о политике для людей, которые не вовлечены в политику, которые не особо интересуются ею. И пытаемся сделать политику привлекательной для той аудитории и рассказать о том, как политика может непосредственно влиять на их жизни.

Й.Д.: Вы могли видеть, что на последних выборах, которые прошли у нас 15 мая, традиционные политические партии, такие как социал-демократы, потерпели поражение, а в выигрыше оказались те партии, которые на самом деле ненавидят политику и находятся вне ее. Для нас сейчас важной задачей кажется объяснить зрителям, как это стало возможным, что на самом деле есть политика, потому как роль общественного телевидения, вообще-то говоря, - служить обществу. Вы можете увидеть, что интерес к политическим программам упал. Мы должны привлекать аудиторию к политике через политических журналистов, чтобы последние объясняли обществу, что есть политика, что происходит в парламенте. Мы должны привлекать аудиторию, которая ненавидит политику, к политическим программам и процессам, которым эта аудитория не верит. Это, конечно, очень тяжело, но мы должны это делать. Это очень странно, мы заметили, что в России политические программы смотрят с большим интересом, а люди очень любят принимать участие в дебатах. Если вы посмотрите, например, на Францию, то там то же самое. Но такая "неполитическая политическая" партия, как партия Ле Пена, набирает там до 16% голосов. То же самое происходит сейчас в Германии. Это уже произошло в Австрии. Поэтому мы должны быть очень осторожными, мы должны обсуждать между самими журналистами, как мы можем этих людей, которые отрицают общество, вернуть в него.

С.В.: И это не то, что станут делать коммерческие вещатели.

Й.Д.: Нет.

- Почему журналисты работают в ваших компаниях, почему их это привлекает? Особенно если учесть то, что получают они меньше, чем на коммерческих станциях?

С.В.: В конечном счете общественное телевидение предоставляет им больше возможностей работать глубже с темой. Это означает, что мы не представляем легких, быстрых новостей, вместо этого мы предоставляем расширенные новости о здоровье, политике, спорте, культуре.

Й.Д.: Иногда мы позволяем работать журналистам над темой в течение месяца. На коммерческих каналах это невозможно представить. Например, коммерческое телевидение не может позволить себе очень длинные документальные фильмы, а мы можем. И для журналистов это очень важно: появляться с большими темами, вместо того чтобы каждый день давать короткие сообщения. Это придает их работе больше смысла, это позволяет раскрыть больше собственных талантов.

С.В.: Мы недавно показали два фильма о Северной Ирландии, которые делал в течение года журналист, проживший около десяти лет в этой стране. На коммерческом телевидении это трудно представить.

Й.Д.: Коммерческое телевидение работает в так называемой системе "тайм-слот менеджмент". Это значит, что в определенном тайм-слоте каждая программа должна приносить деньги. У нас ничего подобного нет. Я много лет работаю на общественном телевидении и очень горжусь тем, что работаю именно там. Мне за это не стыдно. Конечно, мы зарабатываем меньше, чем на коммерческом телевидении, может быть, у нас меньше звезд, но я могу сказать, что мы действительно работаем для людей.

- Что говорят о процессах, которые происходят в России, в ваших странах?

С.В.: Мне кажется, что я не до конца понимаю, что происходит в России. Я был в русском бюро ВВС, и журналисты там жалуются на то, что сейчас стало гораздо сложнее находить темы для сюжетов из России, поскольку Путин достаточно сильно отличается от Ельцина. Большая драма происходила в России в 90-е годы. Во-вторых, Ельцин гораздо более интриговал благодаря собственному характеру. Характер Путина совсем другой, он не настолько очевидный. Журналистам сейчас гораздо сложнее находить сюжеты из ежедневной жизни России, я, конечно, не говорю о таких вещах, которые лежат на поверхности, как трагедия на Юге или вхождение России в "большую восьмерку".

Й.Д.: Наш журналист, работающий в Москве, недавно ездил на завод в ста километрах от столицы, который производит бомбы. Это в области наших интересов, потому что связано с общей безопасностью - и нашей, и вашей. Этот журналист делает много сюжетов, связанных с ядерной тематикой. В то же время он говорит, что очень сложно делать сюжеты, связанные с политической жизнью в России. Ее очень трудно объяснить тем, кто не живет в России.

С.В.: Скорее всего это трудно объяснить даже тем, кто живет здесь.

Й.Д. (смеется): Я не знаю. Но в таких ситуациях редакторы говорят журналистам: хорошо, если сделать сюжет о политике очень сложно, сделай какую-нибудь другую историю - о людях, потерявших жилье, об алкогольной зависимости┘

С.В.: Об икре┘

Й.Д.: Да. Но журналист говорит: это не лежит в области МОИХ интересов, я хочу делать сюжеты о реальной жизни, а эти истории - только видимая часть айсберга.

- Почему, как вы думаете, Россия нуждается в общественном телевидении?

С.В.: Вы уверены, что это наш вопрос? Нас пригласили принять участие в конференции об общественном телевидении, и, надеюсь, мы были полезны. В конечном счете это выбор российского общества, какое вещание оно хочет видеть. Но в целом общественное телевидение - это то телевидение, где каждый чувствует, что он иметь право быть услышанным.

Й.Д.: Я также думаю, что Россия имеет право на собственное мнение. Но что я хотел бы, чтобы произошло в этой стране: чтобы на телевидении появилась независимая журналистика. То, что я видел и слышал здесь, так это то, что государственное телевидение - это не независимое телевидение, это не независимая журналистика. Что касается коммерческих каналов, то, может быть, там не так дела обстоят, я не буду утверждать. В то же время на коммерческих каналах журналистика существует для того, чтобы приносить деньги, чтобы завоевывать определенную аудиторию. И эту аудиторию коммерческие каналы продают рекламодателю. Они продают не программы аудитории, а аудиторию - рекламным агентствам. Я приведу пример с моим коллегой из Европы, который работает в Москве корреспондентом. После того как мистер Путин не так давно провел пресс-конференцию, длившуюся два с половиной часа, журналисты с российского государственного телевидения спросили нашего корреспондента, как ему понравилась пресс-конференция. И он ответил, что первое, что его поразило, - то, что Путин не сказал ни слова о громадном несчастье - наводнении, которое произошло на Юге страны в те дни. Но, с другой стороны, сказал он, Путин продемонстрировал открытость, общаясь два с половиной часа с журналистами. Государственное телевидение показало только последнее высказывание. Я думаю, что если ты делаешь независимое телевидение, то критику ты тоже должен показывать. А общественное телевидение никогда не будет спрашивать у правительства, что показывать, оно будет контролировать правительство. Думаю, что тот пример, который я вам привел, есть доказательство того, что государственное телевидение не так уж и независимо. Может быть, я ошибаюсь. Я не говорю по-русски. Я могу смотреть российское телевидение дома по спутнику. Я вижу, что технически российское телевидение оснащено очень хорошо, но я не могу оценить то, о чем на нем говорится. Поэтому вы можете меня поправить...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1625
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3556
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2618
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2129

Другие новости