Экономический кризис в Аргентине обрушил отлаженную по европейским стандартам систему банковских вкладов. Денежные накопления - около 30 млрд. долл. - хранятся теперь "в чулках", такая же сумма на счетах зарубежных банков. Вся эта денежная масса в шесть раз превышает валютные запасы страны. По оценке экспертов, банки могут вернуть доверие вкладчиков лишь лет через десять и то лишь в случае преодоления в обозримом будущем финансово-экономического кризиса. Однако в такую светлую перспективу большинство аргентинцев пока не верят.
Раньше при финансовых неурядицах песо прокачивались в близлежащую уругвайскую столицу Монтевидео. Но маленького соседа тоже поразил "эффект танго". Кстати, аргентинцы и уругвайцы оспаривают друг у друга первородство в сотворении этого культового танца.
Не зря Уругвай именуют "витриной латиноамериканской демократии". Витрину надобно было спасать после погромов в Монтевидео супермаркетов по почину соседей, и впервые Джордж Буш согласился на оказание прямой помощи стране, испытавшей финансовые потрясения: до сих пор такого рода поддержка являлась предметом критики президентом своего предшественника. Экстренный заем в 1,5 млрд. долл. разрядил напряженность. Уругваю на выручку поспешили также МВФ и Всемирный банк.
Особые усилия предприняты для стабилизации падавшего бразильского реала. МВФ пошел на крупнейшую в своей истории "профилактическую" меру, открыв Бразилии кредитную линию в сумме 30 млрд. долл. Уникальная акция носит откровенно политический характер - президент Бразилии Фернанду Энрики Кардозу не зря подчеркнул, что впервые МВФ оказывает помощь стране в канун всеобщих выборов. Вся интрига состоит в том, что пока главный фаворит электората на роль президента - кандидат левых сил. Тот принял правила игры и пообещал в случае своей победы выполнить обязательства перед ненавистным для левого электората МВФ.
Ложкой дегтя стал демарш министра финансов США Пола О'Нила в канун недавнего турне в Латинскую Америку. Он допустил вероятность того, что предоставленный Бразилии кредит может осесть на частных счетах одного из банков Швейцарии. Надо не знать менталитета латиноамериканцев и особенно бразильцев, чтобы априори и публично подозревать высших должностных лиц в лихоимстве. Последовал скандал с вызовом в МИД американского посла и ее извинениями.
На фоне предпринимаемых США и МВФ усилий по оздоровлению финансового организма Бразилии и Уругвая особенно контрастно выглядит их полная индифферентность в отношении еще недавно самого надежного в Латинской Америке партнера Вашингтона.
Аргентину более других стран региона потрясла шоковая терапия экономического неолиберализма. Отсюда и нарастающая социальная напряженность, и смена за короткий срок пяти президентов, четырех министров экономики и трех председателей Центробанка. Назначенные на март будущего года досрочные президентские выборы могут быть перенесены на более близкий срок, но любой их исход не сулит аргентинцам ничего радужного. Включая намерение Карлоса Менема вернуться к власти. Он еще недавно правил страной (притом целое десятилетие) и заложил основу последовавшего вслед за своим уходом кризиса. Беспрецедентный в истории Аргентины кризис еще более усугубляет уже начавшаяся предвыборная лихорадка: экономистов и финансистов задвигают в сторону политики и политтехнологи.
Избирательный подход Вашингтона по отношению к своим южным соседям основан на прогнозе их макроэкономического развития. Похоже, помощь Аргентине представляется МВФ занятием пустым, былые финансовые доноры полагают, что "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Существует и другая версия: выдвинуты такие жесткие условия, которые неприемлемы сегодня, но с которыми вконец запутавшаяся страна вынуждена будет смириться завтра, позабыв природную гордость и прошлое процветание.