В Израиле вчера было предъявлено обвинение руководителю отделения движения ФАТХ на Западном берегу реки Иордан Марвану Баргути. Ему инкриминируется причастность к убийствам и терактам, совершенным боевиками из "Бригад мучеников "Аль-Аксы". Многолетним лидером ФАТХа является глава Палестинской национальной автономии Ясир Арафат, так что предстоящее судебное разбирательство можно считать первым за два года нынешней интифады процессом над членом руководства ООП.
Баргути отрицает все пункты обвинения, заявляя, что он - политический лидер народного восстания. По словам его адвоката Хадера Шкирата, этот процесс "предоставляет прекрасную возможность показать израильской и мировой общественности, что правда на стороне палестинцев".
Суд над палестинским политиком полностью вписывается в хронику последних событий на Святой земле, напоминающую кадры из голливудских фильмов ужасов, особенно в связи с последними ударами Армии обороны Израиля по сектору Газа. Подобное развитие событий в таком ключевом регионе мира, каким является Ближний Восток, вызывает не только серьезное беспокойство и тревогу во всем мировом сообществе, но и ставит вопрос о том, возможно ли вообще мирное решение палестино-израильского конфликта и всеобъемлющее урегулирование на Ближнем Востоке в ближайшей исторической перспективе.
Вспомним, что идея построения в Палестине еврейского государства восходит к 1897 году, когда в Базеле был созван Первый сионистский конгресс. Как признавал затем отец сионизма Теодор Герцль в своих "Дневниках", английское слово "home" - "дом" (или "очаг") заменяло слово "государство" в целях дипломатии. "Не надо беспокоиться, - пояснял он, - люди прочтут его как "еврейское государство". В тех же "Дневниках" Герцль писал: "Если бы я должен был суммировать базельский конгресс, а я остерегусь говорить это публично, то это звучало бы так: в Базеле я создал еврейское государство. Если бы я сказал это сегодня вслух, ответом бы мне был всемирный смех. Возможно, через пять лет, а возможно, через 50 лет это будет знать каждый".
В конце ХIХ - начале XX веков, возможно, мало кто в мире всерьез верил в осуществление сионистского плана "построения" еврейского государства в Палестине. Многим он казался несбыточной мечтой или просто химерой: слишком сильно отличались социально-экономические и политические условия в Палестине - арабской стране - от тех условий, в которых жили евреи в европейских странах, чтобы побудить их сняться с насиженных мест и искать счастья в этих краях. Как это ни парадоксально, но именно соперничество "великих держав" и их стремление использовать еврейскую иммиграцию в Палестину в качестве орудия колониальной политики помогло сионизму приступить к осуществлению своих планов конструирования еврейского государства в Палестине.
В этой связи интересна, например, точка зрения американского исследователя Альфреда Лилиенталя, полагавшего, что "коренной принцип демократии и независимости был забыт, когда дело зашло о разделении Палестины". Ведь в 1947 г., когда принималась известная резолюция ООН о создании на палестинской территории еврейского и арабского государств, никто не спрашивал мнения арабов, составлявших 2/3 населения тогда еще единой страны.
Можно выделить две основные особенности образования Государства Израиль. Первая отмечена была в свое время посредником ООН в Палестине шведским графом Бернадотом: "Еврейское государство, - указывал он в своем отчете, - родилось не в атмосфере мира, как на то выражалась надежда в резолюции ООН, но в насилии и кровопролитии" (отметим, что это кровопролитие продолжается и по сей день). Вторая состояла в том, что это государство в отличие от большинства окружающих его стран Арабского Востока появилось на свет не в связи с процессом деколонизации и антиколониальной революции, а в результате сионистской колонизации Палестины.
Сегодня единственной реальной основой для выхода из порочного круга насилия в Палестине может стать лишь концепция баланса интересов, то есть признание национальных интересов и прав не только собственной страны, но и противоположной стороны. Принятие такой концепции за основу требует отказа лидеров противоборствующих сторон от прежних стереотипов в виде "образа врага" и предубеждений друг против друга, к чему они еще далеко не готовы. Это относится прежде всего к лидеру "Ликуда" и премьеру Израиля Ариэлю Шарону, не желающему пойти на принципиальное изменение своей позиции по проблеме Палестины, а именно - отказаться от оккупации палестинских земель на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа и признать за палестинцами право создать на них независимое государство рядом с Государством Израиль, то есть адекватно ответить на давно уже выраженное палестинским руководством признание Израиля.
Без такого принципиального изменения в подходе к политическому урегулированию конфликта нельзя подойти и к решению остальных аспектов палестинской проблемы: вопроса о судьбе еврейских поселений на оккупированных палестинских территориях, возвращения в родные места палестинских беженцев и проблеме особого статуса города Иерусалима в соответствии с резолюцией ООН # 181/11 по проблеме Палестины.