Привычные в прошлом для латиноамериканского политического пейзажа непрерывные военные перевороты, "пронунсиамиентос", канули, казалось, в Лету. Парагвай, однако, подтверждает то расхожее мнение, что нет правил без исключения. Гражданская власть ведет межклановую борьбу на истребление, отвечая на народное возмущение разгоном манифестаций и введением чрезвычайного положения, а за кулисами готовится к выходу на сцену генерал-"спаситель".
Литературный прототип Парагвая и его вожаков - это "Осень патриарха" Габриэля Гарсиа Маркеса и "Короли и капуста" О'Генри одновременно. Три с половиной десятилетия самую нищую страну Южной Америки терзал "динозавр" латиноамериканских диктаторов Альфредо Стресснер, этнический немец в краю индейцев-гуарани. Страна сперва была раем для беглых нацистов, потом и поныне - для международных террористов и всегда - для наркомафии.
После свержения в 1989 г. Стресснера на первых в истории Парагвая свободных выборах победу одержал предприниматель Хуан Карлос Васмоси, тут же превративший страну в собственное доходное предприятие. Не просто коррупция, а бесстыдное казнокрадство стало фирменным знаком "демократической" власти. Прискорбно, но сегодня до 70% парагвайцев ностальгируют по временам диктатуры - абсолютный континентальный рекорд неприятия клептократии в цивильном платье.
На следующих президентских выборах к власти пришел двойник своего предшественника Рауль Кубас, и тут завязалась крутая интрига. Четыре года назад после кровавого разгона манифестации он предусмотрительно сбежал из страны, а законного вице-президента вскоре пристрелили. Возник вакуум власти. Верховный суд возложил временные обязанности президента на спикера верхней палаты парламента, лидера уникальной партии "Колорадо", бессменно правящей страной уже 55 лет, Луиса Гонсалеса Макки. Правит он по сей день в ожидании выборов 2003 г. Его злейший антагонист - лидер основной оппозиционной Подлинной либерально-радикальной партии Хулио Сесар Франко, избранный конституционным вице-президентом. Своего патрона он считает узурпатором и потому всячески поддерживает организаторов уличных манифестаций с главным требованием - немедленной отставки президента.
Есть, однако, третий и главный фигурант интриги - отставной кавалерийский генерал Лино Овьедо. Он давно купается в лучах славы, с того памятного дня, когда с пистолетом в одной руке, с гранатой - в другой ворвался в бункер самого Стресснера и театрально пленил диктатора и даже попытался стать таковым сам, но не лобовой кавалерийской атакой, а фланговым аллюром.
Полковник Лино Овьедо в одночасье - генерал, командующий парагвайской армией. Но метил куда как выше. Попытался скинуть первого конституционного президента, после неудачного путча в роли фаворита электората ждал очередных выборов. Когда вышел на финишную прямую, страх объединил заправил трех ветвей власти, и два года спустя после затеянного генералом путча ему влепили 10 лет тюремного заключения. Однако Овьедо озаботился арьергардом и покинул тюремную камеру, предварительно двинув в президентский дворец упоминавшегося выше Рауля Кубаса.
Остается добавить, что проживающий в соседней Бразилии генерал - там же обретал после своего свержения Стресснер - обещает вскоре вернуться в родные пенаты и навести там порядок.
И хотя время диктаторов прошло, причины, их порождавшие, остались. В Парагвае годовой рост экономики не достигает 1%, до 40% трудоспособного населения - безработные, нищенствует каждый четвертый сельский житель, задерживается выплата зарплат, страна вот-вот объявит дефолт. Тем временем полностью исчерпавший кредит доверия президент завинчивает гайки в надежде, что авось да пронесет мимо кризисов - и экономических, и политических.