Малайзийский премьер-министр Махатхир Мохамад в конце минувшей недели нанес визит в Индонезию, где на живописном острове Бали встретился с президентом соседней страны Мегавати Сукарнопутри. Главными темами переговоров стали судьба сотен тысяч нелегальных иммигрантов, бегущих в Малайзию из крупнейшего островного государства мира, а также взаимовыгодное сотрудничество в нефтегазовой сфере. По-видимому, это одна из последних зарубежных поездок Махатхира в должности премьера. Весьма символично, что он решил нанести визит именно в Индонезию, которая никак не может выбраться из острого этнополитического и социально-экономического кризиса, начавшегося с уходом в 1999 г. авторитарного президента Сухарто.
На состоявшемся недавно съезде правящей в Малайзии Объединенной малайзийской национальной организации (новой) (ОМНО) произошел весьма неординарный для этой страны инцидент. Являющийся председателем этой партии Махатхир Мохамад обрушился с резкими обвинениями в адрес своих коренных соотечественников-малайцев, обвинив их в нежелании адаптироваться к реалиям современной жизни, отказаться от патерналистской опеки со стороны государства и окунуться в стихию рыночной экономики. Премьер предупредил, что если его единокровные малайцы получили бы возможность поделить собственность наиболее зажиточного в стране китайского меньшинства, то в конечном итоге она была бы попросту "проедена".
Махатхир в эмоциональной форме признал, что так и не удалось создать класс "современного предприимчивого малайца", способного выжить самостоятельно в эпоху глобализации. С этими словами он покинул трибуну съезда, что вызвало хаос в зале и многочисленные призывы к "вождю-отцу" вернуться.
В ответ премьер-министр, которому в конце года исполняется 77 лет, заявил, что намерен передать бразды исполнительной власти Абдулле Ахмаду Бадави, своему заместителю по партии и первому вице-премьеру, а самому сконцентрироваться на делах ОМНО. Передача дел, возможно, произойдет в октябре текущего года и в немалой степени связана со слухами в Куала-Лумпуре об ухудшении здоровья премьера (официально не подтвержденными).
Возникает вопрос: "Кто есть Бадави?", еще на съезде ОМНО в 2000 году объявленный Махатхиром преемником. Считается, что фигура вице-премьера служит примиряющим фактором при столкновении мнений в элите ОМНО. По мнению малайзийских аналитиков, Бадави убежден в способности правящей партии пойти на политические и социально-экономические реформы. Однако, когда он заступит на высшие посты в партии и государстве, ему придется оперативно решать проблемы на четырех взаимозависимых фронтах: взаимоотношения с местным исламом, межэтнические отношения, экономика и построение гражданского общества.
Наиболее сложные решения, как полагают в Малайзии, ожидают Бадави на экономическом фронте. Ни одна из этнических общин Малайзии не довольна итогами хозяйственной политики последних тридцати лет. Практически единое мнение сводится к тому, что ее главным результатом стало не общее благоденствие, а появление узкой прослойки сверхбогатых предпринимателей, связанных с правящими структурами.
В связи с последним демаршем Махатхира и его визитом в Индонезию в местных и региональных СМИ задаются вопросом, как будет складываться судьба Малайзии в ближайшем будущем. Авторитетный эксперт Индонезийского научного института (ЛИПИ) Альфитра Саламм, например, на страницах популярного джакартского еженедельника "Темпо" задается вопросом, какой путь изберет преемник Махатхира - постепенных политических реформ в духе последнего времени или же эту страну все-таки постигнет судьба несчастной Индонезии.