США в очередной раз продемонстрировали незыблемость "доктрины Буша", обосновывающей борьбу против режимов "оси зла". Она по-прежнему является доминантой внешней политики республиканской администрации, придает ей системность, смысловую и идеологическую направленность.
Впрочем, представитель Белого дома сначала заявил об отсутствии у президента Джорджа Буша конкретного плана военной операции против Ирака. Затем уже сам глава Белого дома, находящийся в четырехнедельном отпуске на своем ранчо в Кроуфорде (штат Техас), подтвердил, что не располагает планом использования военной силы для свержения иракского лидера Саддама Хусейна.
По словам Буша, Ирак останется для него "врагом до тех пор, пока не будет подтверждено обратное". Подобная жесткая характеристика, своеобразная "презумпция виновности" в отношении Багдада, тем не менее предполагает отсутствие вердикта, принятого решения о том, что Ирак является врагом окончательно и бесповоротно. Между строк этого заявления читается следующее: в случае если "невиновность" саддамовского режима будет доказана, то есть последний пустит в страну международных наблюдателей и те ничего не обнаружат, то военной операции может и вовсе не быть.
Этот поворот вполне можно интерпретировать как отход республиканской администрации от прежней безапелляционной жесткости и непреклонности во внешней политике - особенно по отношению к "недружественным" странам - от политики унилатерализма, то есть выбора в пользу односторонних действий в случае отсутствия поддержки со стороны международного сообщества и даже союзников. Действительно, на фоне недавних инициатив иракского руководства, которые администрация Буша поспешила назвать "неискренними", чем заслуженно вызвала критику европейских союзников и России, а также неоднократных заявлений лидеров европейских стран - членов НАТО об их принципиальном неучастии в возможной операции против Ирака, непреклонная позиция США выглядела отнюдь не выигрышной.
Но, во-первых, заявления подобного рода делались администрацией Буша и ранее. Так, выступая в начале июня в Берлине, президент США говорил, что "не имеет военных планов в отношении Ирака на своем рабочем столе" и что "необходимо использовать все имеющиеся средства воздействия на Саддама Хусейна", очевидно, намекая на целесообразность воздействия политическими способами. Вероятность же войны против Ирака никуда за это время не исчезла.
Во-вторых, неопределенность в американской позиции действительно присутствует и объясняется продолжающимся противостоянием главы Пентагона Дональда Рамсфелда и госсекретаря Колина Пауэлла, придерживающихся разных взглядов не только по выходу США из Договора по ПРО и прочим отдельным проблемам, но и потому, какими должны быть поведение США в мире в целом и философия американского лидерства (независимо от того, одобряет или нет конкретную военную операцию против Ирака глава американского внешнеполитического ведомства).
В-третьих, возможное отсутствие планов военной операции сейчас и даже в течение этого года отнюдь не означает отказ США от военной операции в принципе. Подобная ситуация наблюдалась в случае с Договором по ПРО, когда Вашингтон на время откладывал планы по тестированию с тем, чтобы все же попытаться добиться согласия России на взаимное одновременное решение или на такое изменение договора, какое бы лишало его всякого смысла.
Такие заявления США означают также практическую нереализуемость поставленной цели сейчас или в течение этого года. Вспомним, сколько времени прошло между заявлениями администрации Белого дома о том, что именно Афганистан станет первой фазой войны с терроризмом и реальным началом военных действий. Ситуация же с Ираком гораздо сложнее - как ввиду военной мощи этой страны, так и из-за отсутствия противостоящей Хусейну серьезной внутренней военной силы, каковой в случае с Афганистаном был Северный альянс.
Последние события как раз свидетельствуют о начале активной работы США по культивированию подобной оппозиции, с тем чтобы она сама, а не американские солдаты, сражалась с иракской армией "на месте". Так, в субботу вице-президент США Ричард Чейни, находящийся в отпуске в штате Вайоминг, провел телемост с нанесшими визит в Вашингтон представителями иракских оппозиционных группировок и обсуждал их вклад в борьбу против режима Саддама Хусейна, а также вопросы формирования "постхусейновского" правительства Ирака.