США и Израиль достигли договоренности, ограничивающей передачу граждан обеих стран Международному уголовному суду (МУС). Cоответствующее соглашение было подписано в воскресенье вечером в Тель-Авиве заместителем госсекретаря США Джоном Болтоном и главой МИД Израиля Шимоном Пересом. Но пальма первенства в удовлетворении американских требований об особой привилегии перед лицом МУС принадлежит все же не израильтянам. Несколькими днями раньше аналогичный документ с подписью того же Болтона и госсекретаря румынского внешнеполитического ведомства Христиана Дьяконеску появился на свет в Бухаресте.
Израильская осторожность в отношении новой международной судебной инстанции по-своему объяснима. Известно, что руководство Палестинской национальной автономии уже заявляло о намерении выдвинуть перед МУС обвинения против израильского премьера Ариэля Шарона.
Что касается румын, то им ничего подобного не грозит. Поэтому наблюдатели усматривают в румыно-американской сделке относительно МУС своего рода политико-дипломатическую предоплату поддержки Вашингтоном кандидатуры Румынии при решении вопроса о расширении НАТО на ноябрьском саммите альянса в Праге. Как передает агентство Франс Пресс, США ведут аналогичные переговоры и с другими странами, подавшими заявки на вступление в Североатлантический союз. Парадокс в том, что, потакая ради этого США, Бухарест, мечтающий и о Евросоюзе, вступает в противоречие с его странами, поддерживающими МУС и ратующими за принцип всеобщего равенства перед международным правом.
Соглашения с Румынией и Израилем еще не делает желаемую американцами погоду всеобщей. Добившись в середине июля от Совета Безопасности ООН годового моратория на применение положений устава МУС к американским военнослужащим, Вашингтон однако не теряет времени. При этом ему наиболее важно получить такие двусторонние договоры с государствами Евросоюза.
Комментируя американский план обхода устава МУС, немецкая газета "Хандельсблат" утверждает, что "ключевую роль" в нем США отводят Германии. Газета приводит высказывание одного высокопоставленного работника госдепа о том, что "позиция немцев имеет особое значение". Расчет на немецкую податливость делается, вероятно, в связи с предвыборной ситуацией в ФРГ. Но пока федеральное правительство реагирует весьма сдержанно. В Берлине не прочь, чтобы на этот счет от имени всего сообщества сначала определились в Комиссии ЕС в Брюсселе.
По резолюции СБ ООН 1422 12-месячная неподсудность Международному уголовному суду в Гааге распространяется также на граждан России, Китая, Индии и Израиля как стран, не ратифицировавших пока устав этой новой инстанции. Думается, что в условиях, когда США категорически отказываются от ее признания и добиваются для себя особого положения, у Москвы не остается другого выхода, как подождать и посмотреть, чем все это кончится. В любом случае было бы недопустимо, чтобы наши граждане, участвующие в миротворческих или антитеррористических миссиях, оказались бы в неравном положении с теми же американцами.
Что касается идеи "защитной стены", которую США пытаются соорудить для себя из двусторонних соглашений об иммунитете, то едва ли реально уговорить на это всех членов международного сообщества. Скорее всего Вашингтон не изменит своей негативной позиции в отношении МУС. И тогда в полном соответствии с правилом о том, что нет ничего более постоянного, чем временное, СБ ООН будет продлевать из года в год уже имеющийся мораторий.