- Господин Товпик, как вы оцениваете нынешние отношения между Североатлантическим альянсом и Россией?
- Мы приветствуем новый этап отношений между Североатлантическим альянсом и Россией, начало совместной деятельности в формате "двадцатки". Строительство новых отношений между НАТО и РФ является неотъемлемой частью европейской безопасности. Мы смотрим на отношения НАТО-РФ как на процесс, который должен развиваться при усилиях с обеих сторон. Есть, конечно, ограничения для этого сотрудничества. Во многом они вытекают из существующих стереотипов. Откровенно говоря, я считаю, что эти стереотипы гораздо сильнее с российской стороны, чем со стороны НАТО. Но я полагаю, что такие общие интересы, как борьба с терроризмом, противодействие распространению оружия массового поражения и другие, постепенно будут превалировать над стереотипами.
Второе, о чем я хочу сказать, - это польско-российские отношения. Мы верим, что после визита в Варшаву президента Владимира Путина мы выходим на новый этап двусторонних контактов. Я считаю, что наши интересы касаются трех вопросов: интенсификации диалога по безопасности между министерствами обороны РФ и РП, военно-технического сотрудничества, а также сотрудничества в области учебы и образования.
- Какова позиция Польши относительно планов расширения НАТО?
- Наш подход к расширению НАТО содержит несколько элементов. Во-первых, мы как страна, которая недавно стала членом альянса, являемся приверженцами идеи расширения и поддерживаем стремления государств-кандидатов. Главным мотивом членства Польши в НАТО было стремление к преодолению деления Европы.
Польша чаще всего высказывалась за членство в НАТО Литвы и Словакии. Но это не означает, что мы не замечаем и не поддерживаем стремления и желания других государств - Латвии, Эстонии, Словении, Болгарии и Румынии. Польша ни в коем случае не будет блокировать не только дальнейшее развитие альянса, но самое масштабное расширение НАТО. Вместе с тем я отдаю себе отчет в том, что взгляд российской стороны может быть другим.
- Одна из проблем, которая возникает в случае приглашения стран Балтии в НАТО, - это Договор об ограничении обычных вооруженных сил в Европе. Ведь Литва, Латвия и Эстония не являются участниками ДОВСЕ, и их вступление в альянс приведет к нарушению баланса сил в Европе. Будет ли на эти страны распространен "фланговый" режим?
- Конечно, мы знаем об этой проблеме. Видят ее и страны Балтии. Я думаю, что они готовы присоединиться к ДОВСЕ. Что отличает политику балтийских государств от России в указанной области? В Москве считают: присоединение Литвы, Латвии, Эстонии к ДОВСЕ должно быть условием их вступления в НАТО. Страны же Балтии полагают, что они присоединятся к этому договору после того, как станут членами альянса.
- Последним высокопоставленным военным из нашей страны, посетившим Польшу, был маршал Дмитрий Язов в его бытность министром обороны СССР. А вот из российских министров обороны в Польше так никто и не побывал. Вы ждете официального визита в РП нынешнего руководителя МО РФ Сергея Иванова?
- Мы ожидаем министра Сергея Иванова каждый день, в любое время. Приглашение мы ему направили, надеемся, что этот визит состоится. Конечно, одно протокольное мероприятие вряд ли решит все проблемы. Но это важно для начала определенного процесса. Визит министра обороны России в Польшу может стать серьезным импульсом для развития отношений между военными ведомствами. Мне кажется, что в этой области много предстоит сделать.
- В вооруженных силах Польши имеется около 80 самолетов Су-22М4. Насколько можно судить из сообщений польских СМИ, они будут эксплуатироваться до 2015 года. Вы планируете начать переговоры с АВПК "Сухой" для того, чтобы продлить их ресурс, провести модернизацию этих машин под стандарты НАТО?
- Такое сотрудничество возможно, и мы в нем заинтересованы. Могу то же самое сказать и о вертолетах Ми-24. Техника советского производства у нас есть, и мы хотим содержать ее в хорошем состоянии. Так что поле для польско-российского сотрудничества есть. Но нам не хотелось, чтобы это было единственным направлением такого сотрудничества.
Варшава-Москва