Премьер-министр Бельгии Ги Верховстадт неожиданно выступил за дополнение Европейского союза собственной военной организацией. В этой связи он предложил странам ЕС договориться о "взаимных и совместных гарантиях безопасности", объединить свои вооруженные силы и военные финансы, создать командование для самостоятельного осуществления европейских операций по преодолению кризисных ситуаций.
Эти идеи содержатся в трехстраничном письме, оригиналы которого были направлены главой бельгийского правительства президенту Франции Жаку Шираку и премьер-министру Великобритании Тони Блэру. Остальные столицы ЕС получили его как копию для ознакомления. Этим Бельгия обидела такие "великие державы", как Германия и Италия, недоумевающие, почему главными адресатами избраны Париж и Лондон.
Письмо Верховстадта вновь поднимает сакраментальный вопрос о внутринатовской ситуации "после 11 сентября" и европейских выводах из нее, о чем пока не решаются откровенно говорить в главных континентальных столицах альянса. Североатлантический союз и его члены (кроме Великобритании) оказались, по сути, невостребованными США в антитеррористической операции в Афганистане. Отсюда европейцам видится ослабление роли НАТО как коллективного инструмента и намерение Вашингтона использовать союзников от случая к случаю лишь как отдельные элементы. Кроме того, по ряду причин застопорилась реализация так называемой общей внешней и оборонной политики ЕС и создание 60-тысячных европейских сил быстрого реагирования. В совокупности это побудило Верховстадта проявить инициативу по созданию дополнительных гарантий безопасности в рамках ЕС путем подкрепления его, как это предусматривалось недавно распущенным Западноевропейским союзом, фиксированными обязательствами о взаимопомощи.
Бельгийский премьер едва ли надеется на скорый результат своих предложений. Но они как минимум могут оказать влияние на выработку Конвентом ЕС рекомендаций о будущем сообщества. В других столицах ЕС называют его предложения "интересными", но по времени и содержанию огорчительными. При этом ссылаются на Ирландию. Как известно, референдум в островной стране отклонил решения саммита ЕС в Ницце о приеме новых членов - из-за пассажей о совместной оборонной политике, хотя в принятых документах была сделана оговорка о том, что это не затронет "военный нейтралитет Ирландии". На октябрь намечен повторный опрос ирландцев. В связи с этим заговорили о том, что Бельгия помогает противникам договоренностей в Ницце.
Можно, однако, предположить, что причины смятения, вызванного инициативой Верховстадта, в другом. Бельгийские предложения выдвинуты незадолго до пражского саммита НАТО, на котором речь пойдет о расширении альянса и новых американских требованиях к европейцам об увеличении их военных бюджетов. Бельгийский премьер, разумеется, не выступает против НАТО. Его предложения могут интерпретироваться и как стремление к концентрации европейских возможностей для их более эффективного использования в помощь США. Но сама ориентация на увеличение потенциала европейской самостоятельности во внешних и оборонных делах выглядят в глазах правоверных сторонников безусловного растворения в НАТО и подчинения стратегии США как неуместная альтернатива.