Германская полиция провела широкомасштабную операцию в отношении группировки "Хаммерскинс" ("Молотковых скинхедов"). Обыску подверглись 40 квартир в семи федеральных землях, включая Берлин, Баварию, Тюрингию и другие. Это правоэкстремистское движение, зародившееся в США и называемое также "белым расистским братством", появилось в ФРГ в начале 90-х гг. Следствие начато против 29 лиц, обвиняемых в правоэкстремистской пропаганде и актах насилия.
Но не только эта группировка, населяющая среди многих других себе подобных темный угол немецкой политсцены, доставляет сейчас головную боль правящим и правоохранительным кругам страны. В последние дни зашел в тупик процесс запрета неонацистской Национал-демократической партии (НДП) - главной силы и опоры правоэкстремизма, расизма и антисемитизма в Германии.
Сей процесс был начат еще в феврале прошлого года после соответствующего совместного обращения федерального правительства, бундестага и бундесрата в Конституционный суд. Но вскоре после этого выяснилось, что представленные ему доказательства преступной неонацистской деятельности и пропаганды этой партии в значительной степени опираются на свидетельства внедренных в нее агентов германского контрразведывательного Ведомства по охране конституции (ВОК). Дело застопорилось, поскольку начальство ВОК не захотело раскрывать "своих людей" и воспротивилось их вызову в суд для допроса в качестве свидетелей.
Теперь оно в еще более жесткой форме подтвердило эту позицию. Но одновременно и выяснилось чрезвычайно скандальное обстоятельство о взаимосвязи ВОК и НДП. Германская контрразведка внедряла свою агентуру в неонацистскую партию столь широко, что количество перешло в некое странное качество. Согласно сообщениям немецких СМИ, из 210 членов руководства федеральной и земельных организаций НДП по меньшей мере 30, т.е. около 15%, являются если не кадровыми, то платными "наблюдателями" секретной службы.
Чтобы пробиться на руководящие посты в НДП, агентам ВОК, естественно, приходилось вести активную неонацистскую пропаганду, организовывать разного рода провокации, иными словами, спецслужбы как бы вносили свой вклад в деятельность правоэкстремистской партии. Ее негласные адвокаты уже используют на свой лад это обстоятельство. В частности, секретарь бундестаговской фракции либералов Йорг ван Эссен (причем, видимо, не без предвыборных соображений) заявляет, что запрет НДП вообще не нужен, "поскольку эта партия, благодаря агентам, и так находится под государственным присмотром". Кроме того, считает он, при наличии государственного влияния на деятельность НДП можно оскандалиться в Конституционном суде.
Поиски выхода из создавшейся ситуации пока ничего не дают. Но политики правящей коалиции категорически настаивают на продолжении процесса по запрещению НДП. Они считают, что довести это дело до конца можно и политически чрезвычайно важно. Казалось бы, намерения благие. Однако вопрос о запрете неонацистской НДП стоит в Германии уже не одно десятилетие. А посему даже если эта "улита" вновь поедет, нет никакой гарантии, что она когда-нибудь доберется до цели.