Дмитрий Рогозин назвал неожиданным собственное назначение спецпредставителем президента РФ по проблемам Калининграда. Своим указом Владимир Путин установил, что Рогозин будет осуществлять взаимодействие с Европейским союзом, государствами - членами ЕС и иными заинтересованными государствами по проблемам Калининградской области, связанным с расширением ЕС. Появление очередного спецпредставителя в российском общественном мнении воспринимается как свидетельство особого отношения президента к той или иной проблеме. Калининградский вопрос с недавних пор вышел на первый план в диалоге России с Евросоюзом и успел значительно ухудшить отношения Москвы с ее главным экономическим партнером.
Дмитрий Рогозин - противоречивая фигура. Занимая пост председателя думского комитета по международным делам, он зарекомендовал себя как явный радикал в отношениях с Западом. Европейцам он хорошо знаком и по нескольким скандалам на сессиях Парламентской ассамблеи Совета Европы, в том числе по нелицеприятным высказываниям в адрес иностранных депутатов и по резким заявлениям по тому же самому Калининграду. Например, выступая в конце июня на пленарном заседании в ПАСЕ, Рогозин квалифицировал возможное введение Евросоюзом визового режима для передвижения россиян из Калининградской области в Россию и обратно как "грубое нарушение основополагающих актов и конвенций по свободам и правам человека". По его словам, "нежелание Евросоюза решать на основе переговорного процесса калининградскую проблему свидетельствует о стремлении ряда стран ущемить суверенитет России, привести к отчуждению Калининградской области от российской территории и создать прецедент лишения россиян основного аспекта прав человека - свободы на передвижение".
Впрочем, получив официальные полномочия от президента, г-н Рогозин скорее всего снизит накал своих речей. Другое дело, каким образом его личное участие в переговорах с европейцами отразится на урегулировании калининградской проблемы.
Наш источник в МИДе заявил, что до сих пор у дипломатов на Смоленской площади неоднократно возникали трения с Рогозиным, однако это прежде всего касалось не внешнеполитических речей, а его инициатив по улучшению работы министерства. Наш собеседник считает, что своей "недипломатичностью" новый спецпредставитель не сможет подорвать переговорный процесс по Калининграду: "просто Иванов будет стелить, а Рогозин - подкладывать кнопки".