Последние перестановки в индийском правительстве были расценены в большинстве мировых СМИ как усиление "ястребов" в правительстве Атала Бихари Ваджпаи. Так, шеф МВД Лал Кришна Адвани, в прошлом активный участник радикального индуистского движения, стал по совместительству вице-премьером, а министры финансов и иностранных дел - соответственно Яшвант Синха и Джасвант Сингх - поменялись портфелями. Тем не менее представляется, что жесткая антиисламистская риторика ведущих индийских политиков связана прежде всего с внутриполитической межпартийной борьбой в свете предстоящих осенью выборов в таком взрывоопасном регионе, как штат Джамму и Кашмир, а также нацелена на более далекую перспективу - на всеобщие выборы 2004 г.
Еще в 1980-е годы новый министр иностранных дел Яшвант Синха был всеиндийским генеральным секретарем "Бхаратия джаната парти", возглавляемой нынешним премьером, а затем генсеком другой националистической индуистской партии "Джаната Дал". Отказ от любых уступок Пакистану в решении кашмирской проблемы являлся его идеологическим "коньком". Теперь же он начал с того, что дал понять: предстоящие выборы в Джамму и Кашмире можно рассматривать как тот самый плебисцит, проведения которого более 50 лет добивается Исламабад. Пакистан сразу отверг такую постановку вопроса, однако важен сам факт подобного заочного диалога. Логика Дели по сути проста: если жители штата действительно не пожелают остаться в составе Индии, они могут "голосовать ногами", бойкотируя выборы.
На одной из своих последних пресс-конференций Синха подчеркнул, что политику Индии в отношении исламских стран не стоит рассматривать через призму индо-пакистанского противостояния, а тем более говорить о каком-либо межцивилизационном конфликте. Действительно, Дели, например, стремится к расширению связей с Ираном. Синха направил нового посла в Тегеран, который сразу же был принят идеологом иранской внешней политики председателем Совета целесообразности Хашеми Рафсанджани. Последний отметил, что, "если Индия и Пакистан устранят свои разногласия, повода для вмешательства Вашингтона в региональные дела не останется". При этом Рафсанджани особо подчеркнул, что "в настоящее время американцы, оккупировав Афганистан, используют некоторые кризисные ситуации, в том числе и индо-пакистанские противоречия по Кашмиру, в своих корыстных интересах".
Одновременно Яшвант Синха обратился к иракскому направлению, где, кстати, позиции Дели и Исламабада совпадают, поскольку обе страны не одобряют подготовки США к нанесению военных ударов по багдадскому режиму. Здесь главное - в экономической подоплеке индийской политики. По инициативе Синхи министр нефти и природного газа Индии Рам Наик ускорил работу по индийско-иракскому нефтяному соглашению, которое на днях было подписано в Багдаде. Наик и его иракский коллега Амер Мухаммед Рашид аль-Убейди объявили об открытии в Ираке представительства индийской нефтяной компании ONGC Videhs. Стороны договорились прежде всего сотрудничать в развитии нефтяных отраслей юга Ирака, где находятся наиболее важные месторождения черного золота. Кроме того, предусматриваются индийские инвестиции в энергетику, медицинскую и транспортную сферы, телекоммуникации. Дели направляет в Багдад фармацевтические товары, продукты питания (включая рис и чай, поставкам которых Ираку по линии гуманитарной помощи ООН препятствовали американцы), а также оборудование для электростанций и железных дорог.
В то время как индийские СМИ пропагандируют развитие отношений с мусульманскими странами, кашмирские исламисты по-своему реагируют на перестановки в руководстве страны и подготовку к выборам в их штате. На днях снова прогремели взрывы в двух городах Джамму и Кашмира, в результате которых получили ранения и увечья 28 местных жителей и шестеро полицейских. Однако новый вице-премьер вопреки опасениям оппозиции не использовал эти теракты как повод для раскручивания репрессий, заявив лишь о проведении обычного расследования.
Впрочем у Адвани за последние дни и без того прибавилось забот. На востоке Индии бушуют наводнения, вызванные муссонными дождями, около 350 тыс. человек остались без крова. Синоптики прогнозируют, что ливневые дожди со шквальным ветром могут продлиться до сентября. На повестке дня - координация совместных действий в борьбе со стихией с еще одной страной исламского мира - Народной Республикой Бангладеш, в которой разбушевался Ганг, вынудивший покинуть свои дома уже 100 тыс. человек. Местные жители опасаются повторения бедствий 1988 г., когда на три месяца оказались затопленными две трети территории Бангладеш и погибли 3,5 тыс. человек. Индийская помощь 14 лет назад сыграла весьма существенную роль в ликвидации последствий этой катастрофы.