Есть, пожалуй, одна тема, остающаяся в Сербии неизменно актуальной в последнее десятилетие - несмотря на войны, экономические кризисы и смены режимов, - как обеспечить бесперебойные поставки российского газа и как его оплатить. Это и неудивительно, поскольку от газа зависит слишком многое - от обогрева квартир до функционирования значительной части промышленности. Другими словами - выживание миллионов сербских семей и предотвращение окончательного социального взрыва. С этой проблемой сталкивался режим Слободана Милошевича. Ее унаследовали осенью 2000 года и сербские демократы.
Газ - первоочередной политический фактор для России на Балканах. После того как американцы прочно обосновались в Боснии и Косово, он, пожалуй, остается последним инструментом российского влияния (и то не всюду). Простого поворота вентиля достаточно для того, чтобы повергнуть на колени любое правительство в Белграде - бывшее, нынешнее или будущее. Однако политическими инструментами не разбрасываются, а посему, несмотря на невыплату задолженности, вентиль остается открытым.
Нельзя сказать, что у Сербии нет контраргументов. Принятая на себя Россией клиринговая задолженность бывшего СССР перед бывшей СФРЮ составляет 1,3 млрд. долларов, однако Москва отказывается платить или осуществлять взаимозачет до тех пор, пока бывшие югославские республики окончательно не договорятся между собой о разделе квот. Конкретно на долю СРЮ (то есть на Сербию и Черногорию) приходится примерно 490-500 млн. клиринговых долларов. В то же время долг СРЮ перед Россией за газ и нефть составляет, по официальным данным, 260 млн. долларов. (Впрочем, клиринговый доллар не идет ни в какое сравнение с американским.) Как заявляют югославские представители, Белград в настоящее время исправно погашает задолженность за нефть. В то же время "Газпром" и НИС ведут переговоры о заключении долгосрочного соглашения по поставкам газа.
Как с российской, так и с сербской стороны "нефтегазовыми делами" во все времена занимался строго определенный круг людей. При Милошевиче дела в этой связи велись через "Прогресс-трэйд" - дочернее предприятие фирмы "Прогресс", а последнюю возглавлял тогдашний премьер Сербии и высокопоставленный функционер правившей Соцпартии Мирко Марьянович. В середине 90-х годов Зоран Джинджич - в прошлом оппозиционер, а ныне сербский премьер - публично обвинил Марьяновича в осуществлении мутных сделок по газу. Суть обвинения состояла в том, что правительство Марьяновича определяло цены, по которым выкупалась пшеница у сербских крестьян, после чего она по намного более высоким ценам поставлялась в Россию в счет оплаты все того же газа. По иску Марьяновича Джинджич был условно осужден за клевету. Но интересно, что, несмотря на нанесенную Джинджичу обиду, Марьянович - единственный из руководителей крупнейших государственных внешнеторговых предприятий ("Прогресс", "Генералэксорт" и "Интерэкспорт"), которому удалось сохранить свой директорский пост после демократических перемен осенью 2000 года. По имеющимся сведениям, демократические преобразования в Белграде не оставили в стороне от нефтегазовых дел и брата Слободана Милошевича, бывшего посла СРЮ в Москве Борислава Милошевича. Именно через него шли переговоры о поставках сургутской нефти в Югославию.
Можно предположить, что "охранная грамота" Марьяновичу поступила из Москвы. Недавно в Сербии были обнародованы компрометирующие данные в отношении Марьяновича (обнаружился его швейцарский счет с неизвестно как, по его словам, попавшей на него суммой в 1,2 млн. швейцарских франков). Выброс этого компромата совпал по времени с разборками в "СИБУРе" - дочерней фирме "Газпрома". Именно представители "СИБУРа" неоднократно приезжали в Югославию, пытаясь договориться о получении контрольного пакета акций наиболее перспективных предприятий, в том числе "Петрохимии" в городе Панчево (одного из ведущих потребителей российского газа) в счет оплаты задолженности. Персональная преемственность наблюдается и здесь. Летом 2000 года, то есть еще при Милошевиче, одним из собеседников "СИБУРа" по вопросам потенциальной приватизации в Сербии был Александр Влахович, который тогда возглавлял белградское представительство американской фирмы "ДеЛойт энд Туш", осуществлявшей аудиторскую проверку "Петрохимии". Ныне Влахович является министром по вопросам приватизации в правительстве Сербии.
А сербский министр по энергетике Горан Новакович на днях неожиданно подал в отставку. Его преемница Кори Удовички открыто заявила, что не имеет особых знаний в данной области. Она сразу предупредила основных газопотребителей, что правительство больше не намерено терпеть муки на переговорах с российскими коллегами и вымаливать отсрочки погашения задолженности. Она посоветовала им в процессе приватизации погасить задолженность путем допуска российских поставщиков к контрольному пакету акций. Газ действительно стоит денег, и за него надо платить. Другое дело, что опыт, отсутствующий у г-жи Удовички, есть у других. Политические и личные интересы таковы, что как бы не пришлось платить россиянам.