Министр иностранных дел Франции Доминик де Вильпен успел совершить немало зарубежных визитов, несмотря на то что новое правительство едва успело приступить к работе. Выборы - сначала президентские, затем и парламентские - сделали нынешнее лето очень жарким, в том числе и для дипломатов. У нового французского кабинета оказалось в запасе полтора месяца для того, чтобы перед традиционным августовским затишьем расставить кое-какие внешнеполитические акценты.
Особую активность де Вильпен успел развить на ближневосточном направлении, совершив аж два турне. Только что глава французской дипломатии побывал в Ливане, Сирии и Иордании (а до этого в Израиле, Палестинской автономии, Египте и Саудовской Аравии). Тематика этого турне не могла не сказаться на дискуссиях, которые де Вильпен имел вчера с российским руководством, включая президента Владимира Путина. На этой же неделе французский министр побывает в Вашингтоне.
Главная цель визита де Вильпена в Москву (приезжавшего в сопровождении еще двух министров) - подготовка российско-французского саммита, который пройдет в Сочи 19 и 20 июля. К предстоящим переговорам Владимира Путина и Жака Ширака готовится весь комплекс двусторонних вопросов: отношения Россия-Евросоюз, подпорченные в последнее время калининградской проблемой, российско-натовские связи, а также ключевые международные проблемы, включая Ближний Восток, Персидский залив, Афганистан и Балканы.
У де Вильпена в Москве помимо Путина было немало солидных собеседников - секретарь Совбеза Владимир Рушайло, министр обороны Сергей Иванов. Но основные дискуссии де Вильпен провел, естественно, со своим коллегой Игорем Ивановым. Министры подписали соглашение о создании российско-французского Совета по вопросам безопасности. Этот консультативный орган, как заявляют дипломаты, поможет выработке совместных подходов Парижа и Москвы к проблемам безопасности как на глобальном, так и на двустороннем уровнях.
Что же касается международной проблематики, то, как сообщили "НГ" в российском МИДе, два министра уделили основное внимание Ближнему Востоку. И здесь отмечено большое совпадение взглядов. По словам нашего источника, де Вильпен выступил за созыв международной конференции на уровне глав внешнеполитических ведомств, которая позволила бы реанимировать арабо-израильский диалог и снять с повестки дня "проблему Арафата". В отличие от Вашингтона, открыто заявившего, что на нынешнем палестинском лидере пора ставить крест, Париж ясно подтверждает, что и далее готов иметь дело с Арафатом. Хотя очевидно, что французы и европейцы в целом не питают никаких иллюзий относительно демократичности палестинского лидера, равно как и его способности контролировать ситуацию на территориях. Новый лидер мог бы прийти на смену старому, однако выборы нежелательны в условиях оккупации, считают в Париже. Де Вильпен, посещая ближневосточные страны, высказывался за реанимацию саудовской инициативы, которая, в частности, предусматривает возвращение Израиля к границам 1967 года. Примечательно, что в своем специальном выступлении по Ближнему Востоку в конце июня Джордж Буш даже не упомянул саудовский план.
Французов - и конкретно Жака Ширака - нередко упрекают в пропалестинских взглядах. Такой же упрек неоднократно доводилось слышать и Москве. Между тем французские наблюдатели ныне отмечают серьезный крен в сторону Израиля в ближневосточной политике Кремля.
Персидский залив - также традиционная составляющая российско-французских переговоров. В последние дни американцы вбросили в СМИ немало информации об уже якобы готовом вторжении в Ирак. Новая пропагандистская акция совпала по времени с разговорами в ооновских коридорах о готовности Ирака принять инспекторов. Вчера Игорь Иванов и Доминик де Вильпен высказались против ударов по Ираку, указав на необходимость возобновления ооновских инспекций. Таким образом, Москва и Париж вновь подтвердили свое негативное отношение к планам Вашингтона. Однако французские дипломаты говорят, что Россия и Европа, считающие возможный поход американцев на Ирак грубейшей исторической ошибкой, не смогут повлиять на окончательное решение Соединенных Штатов. И определяющей в этом смысле могла бы стать позиция таких стран, как Иордания, Кувейт, Саудовская Аравия, Египет и Турция, которые пока с разной степенью уверенности выступают против антииракской операции.
Что касается предстоящего российско-французского саммита, то едва ли что-то может омрачить его атмосферу. В Москве с явным воодушевлением восприняли итоги президентских и парламентских выборов во Франции, поскольку и сам Ширак, и правые в целом симпатизируют России. Высокопоставленный представитель французского МИДа заявил "НГ", что сложившееся впечатление о том, что Москва предпочитает Парижу таких европейских собеседников, как Бонн, Лондон или Рим, не является объективным: "Просто французы позволяют себе больше критики в адрес России - будь то вопрос о Чечне или о свободе слова".