Председательство Дании в ЕС началось со скандала. Шеф датской дипломатии Пер Стиг Меллер в новой роли срочно вынужден был созвать своих коллег для реакции на вето США в СБ ООН в связи с созданием Международного уголовного суда (МУС). Европейцев, приложивших немалые усилия для его формирования, уязвило не только торпедирование Вашингтоном Римского статута - уставного документа МУС, но и беспардонное отношение к соблюдению международных договоров в целом. В свою очередь, Россия обращает свои взоры в сторону Копенгагена, ибо во время полугодичного мандата Дании в качестве "начальника Евросовета" должна быть решена проблема транзита в Калининград в связи с расширением ЕС.
Руководящая роль Дании приходится на сложный период, когда график расширения Евросоюза зависит от завершения переговоров со странами-кандидатами, урегулирования проблем в отношениях с Кипром и Россией. Наконец, важно, как сами датчане проголосуют на референдуме в отношении Маастрихтского договора и евро.
Кроме прочего, на поведение датчан повлияют еще по меньшей мере два события. Первое - выборы в бундестаг ФРГ 23 сентября, результаты которых тоже скажутся на проблеме расширении ЕС. Второе - повторный референдум в Ирландии в ноябре, который при отрицательном результате может затормозить весь европейский проект.
У руководства Дании существуют проблемы, которые могут сделать ее председательство "неполноценным". Во-первых, премьер-министр Андерс Фог Расмуссен - нынешний председатель ЕС - новичок в сложной игре, разворачивающейся на мероприятиях, подобных Евросовету. Вторая помеха связана с его принадлежностью к либеральной партии Венстре. Ведь в таком деле многое значат союзы и личные отношения, которые связаны с отношениями главных сил в Европе - социал-демократов и консерваторов. Расмуссен по партийной линии сможет заручиться поддержкой лишь скромного межпартийного объединения либералов в Европарламенте. И, наконец, серьезную преграду во внешней сфере для датского правительства меньшинства создает узкая парламентская база - 72 места из 179.
Главное все же в том, что Дания - одна из самых малых стран Европы, и многие аналитики сомневаются в ее возможности даже временно возглавлять такой амбициозный "центр силы", как Евросоюз. В случае любого международного кризиса престиж "пятнадцати" может существенно пострадать из-за пассивности или ошибок председателя ЕС.
Авторитет датского председательства снижает низкий уровень интеграционной политики страны в ЕС. Все еще действуют четыре оговорки, принятые на референдуме в 1993 г., которые препятствуют участию Дании в валютном союзе, правовом сотрудничестве, учреждении единого гражданства и создании вооруженных сил ЕС. Из-за последнего обстоятельства ей придется передать право руководить заседаниями военно-политических органов Евросоюза следующему председателю ЕС - Греции. Подобное "ограниченное членство" ведет к своего рода "полупредседательству", что связывает руки Копенгагену при реализации своей роли переговорщика и "честного маклера".