В столице Латвии 5-6 июля пройдет саммит стран - кандидатов в НАТО. В Риге соберутся руководители Албании, Болгарии, Латвии, Литвы, Македонии, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии и Эстонии. Это будет последняя встреча представителей государств-кандидатов столь высокого уровня перед ноябрьским саммитом Североатлантического альянса в Праге, где и будет объявлено о новой волне расширения НАТО. Все это мероприятие будет называться соответственно: "Рига-2002 - мост в Прагу".
Для придания мини-саммиту дополнительной значимости к его участникам обратится президент США Джордж Буш, правда, не вживую, а с помощью современных средств телекоммуникаций.
В Риге предусмотрены две основные дискуссии. Одна - о всеобщих демократических свободах и правах человека, вторая - о проблемах безопасности. Но это, как говорится, протокольная сторона. Чтобы лучше себе представить, какие интересы преследуют страны-кандидаты, стремясь в Североатлантический альянс, надо посмотреть на глобус под другим углом. Россию в данной ситуации больше всего интересует, естественно, позиция всех трех балтийских стран.
Так, министр иностранных дел Латвии Индулис Берзиньш при каждом удобном случае не устает повторять, что Рига разделяет с западными странами "демократические ценности", следовательно, может претендовать и на место в евроатлантической конструкции. Официальная Рига всерьез полагает, что без ее полнокровного членства в военно-политическом блоке не может идти речи об укреплении стабильности и безопасности в Европе. По мнению руководства той же Латвии, генсек альянса Джордж Робертсон и некоторые другие вознамерились слишком близко допустить Россию к натовской "кухне".
Создается впечатление, что кое-кто из балтийских политиков продолжает мыслить категориями холодной войны, откуда проистекает их стремление стать неким мостом между Западом и Россией. Наверное, этим же объясняются страхи, например, латышского и эстонского руководства перед "непредсказуемым" восточным соседом, от которых их, дескать, может избавить срочное вступление в ряды альянса. Близость России, правда, совсем не пугает Литву.
Еще в прошлом году на конференции, проходившей в Риге и посвященной как раз вопросу расширения НАТО, представители Латвии не скрывали раздражения в связи с обозначившимся взаимодействием России и США в борьбе с международным терроризмом. Известный латвийский политолог Николай Нейланд сказал как-то автору этих строк: "Когда президент США Буш говорит о своем хорошем друге президенте Путине, нашим (латвийским) радикалам становится очень трудно заниматься русофобией, потому что для них президент Буш чуть ли не пророк". Да, неувязочка получается.
В прошлогоднем докладе американской "Рэнд корпорэйшн", которую весьма трудно уличить в антинатовских настроениях, утверждается, что принцип "политической целесообразности" при расширении НАТО утратил всякий смысл. Та же Латвия, согласно их выводам, при ином подходе не имеет оснований стучаться в двери блока: во-первых, это государство не в состоянии даже в отдаленной перспективе усилить военно-стратегический потенциал блока; во-вторых, никакой военной угрозы для нее в природе не существует; а в-третьих, многие западные политики полагают, что латвийские власти по-прежнему игнорируют права человека в собственной стране.
Западные аналитики, в частности из той же "Рэнд корпорэйшн", не без оснований полагают, что назойливость, с которой некоторые кандидаты предлагают себя в надежные партнеры, объясняется сугубо эгоистическими целями. Ставка делается на возможность осуществления социально-экономического рывка в очищенном от этнических меньшинств пространстве.
На днях президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга не исключила, что на осенних выборах в Сейм левые силы получат большинство и сформируют соответствующее правительство, которое подвергнет сомнению нынешние усилия страны по присоединению к альянсу. "Выборы покажут, соответствуют ли действительности заявления, что две трети жителей Латвии поддерживают вступление страны в НАТО".
Рига