В воскресенье в Боливии состоятся очередные президентские и парламентские выборы. Президент Уго Бансер, будучи тяжело болен, передал прошлым летом властные полномочия (он скончался 5 мая с.г.). Политическая траектория Бансера не имеет аналогов в Латинской Америке. Захватив власть в 1971 г. насильственным путем, впоследствии он совершил беспрецедентную трансформацию. Создав в 1979 г. партию "Националистическое демократическое действие" (НДД) и перейдя к парламентским методам борьбы, Бансер в 1997 г. с шестой попытки добился легитимного права войти в президентский дворец. Несомненная заслуга НДД в том, что наряду с "Националистическим революционным движением" (НРД) и "Левым революционным движением" (ЛРД) она внесла решающий вклад в конфигурацию современной демократической системы.
Интрига нынешней битвы за кресло главы государства заключается в том, что в числе явных фаворитов оказались не выдвиженцы системных партий, а сравнительно малоизвестный в общенациональном масштабе деятель популистского толка Манфред Рейес Вилья, бывший капитан сухопутных войск и военный атташе в США. В 1986 г. он ушел в отставку и начал политическую карьеру, четырежды избирался алькальдом третьего по значению города страны - Кочабамба. 47-летний претендент возглавляет партию "Новая республиканская сила" (НРС). Согласно опросам, его рейтинг колеблется от 24-26%.
Далее с 17% следует экс-президент Гонсало Санчес де Лосада, лидер НРД - партии либерального толка. Третью позицию занимает также бывший глава государства Хайме Пас Самора, представляющий ЛРД - партию социал-демократической ориентации.
От них значительно отстает Рональд Маклин - выдвиженец ныне правящей НДД. Его рейтинг едва достигает 3%. Это обусловлено рядом факторов. Безудержной коррупцией в ближайшем окружении президента, вызвавшей громкие скандалы. Экономическим спадом последних двух лет, больно ударившим не только по малоимущим слоям населения, но и по среднему классу. Недовольством крестьян введением жестких квот на выращивание коки - традиционного продукта потребления боливийцев. Оно вылилось в массовые марши протеста, сопровождавшиеся блокированием жизненно важных магистралей. На этой волне поднялись индейские вожаки Эво Моралес и Фелипе Криспи. За них высказываются соответственно 6 и 3% опрошенных. В январе нынешнего года именно Моралес координировал акции крестьян, отстаивавших право продолжать возделывать коку.
Всего в гонке участвуют 10 человек. Вряд ли кто-либо из соперников наберет необходимое для победы число голосов. В этой связи уместно сказать об особенностях процедуры избрания президента и идущего вместе с ним в связке вице-президента. Согласно Конституции, если ни один из кандидатов не получит свыше 50% голосов, то в роли арбитра выступает парламент. Именно ему предстоит определить, кто из претендентов, добившихся максимальной поддержки избирателей, займет кресло главы государства.
Альянсы заключаются накануне и после президентских выборов, когда определяется композиция Национального конгресса. Электоральное большинство само по себе не обеспечивает автоматически преимущество. Например, в 1985 г. за Бансера высказались 32,8% электората. Однако главой государства стал Виктор Пас Эстенссоро, кандидат НРД, набравший 30,4%.
Весьма вероятно, что истеблишмент заблокирует восхождение на вершину пирамиды явного популиста, способного на непредсказуемые шаги, и обеспечит победу системного политика. Но очевидно и другое. Молодые амбициозные деятели наступают на пятки ветеранам. И это в обозримой перспективе предрекает кардинальные перемены на политической сцене. Видимо, уже в ходе следующего избирательного цикла.