Десятки израильских танков вошли в город Рамаллах на Западном берегу Иордана и окружили резиденцию палестинского лидера Ясира Арафата. Это первая армейская операция после объявления кабинетом Ариэля Шарона решительного наступления в ответ на серию акций палестинских подрывников-смертников. Оккупировано уже пять палестинских городов, объявленных закрытой военной зоной. Палестинские силы безопасности заявляют, что заключили под домашний арест духовного лидера группировки ХАМАС шейха Ахмеда Ясина. Они также арестовали более десятка деятелей ХАМАС в секторе Газа.
Со времени начала в сентябре 2000 года "интифады-2" были убиты 545 израильтян - солдат и мирных граждан. Число раненых приближается к 4200. Эти цифры появились в среду утром 19 июня, а на следующий день вечером увеличились до 559, включая жертв теракта в Иерусалиме, двух солдат, попавших в засаду в Калькилии, и мать с тремя детьми, расстрелянных в поселении Итамар. Мухаммед аль-Уль, "человек-бомба", взорвавший 18 июня в Иерусалиме себя и автобус # 32, стал 119-м по счету смертником с начала "интифады-2" и 48-м шахидом в рядах движения ХАМАС. В этой кровавой бойне принимают участие боевики и из других организаций - ФАТХ, "Исламского джихада", Народного фронта освобождения Палестины и всевозможных "бригад мучеников".
Вывод один: на войну нужно отвечать войной, на удары - ударами. Так считают многие израильтяне, коллеги-журналисты, некоторые государственные и политические деятели, с которыми мне довелось обсуждать тему израильско-палестинского противостояния. "Теракты с участием смертников стали узаконенными среди палестинцев, - убеждали меня простые израильтяне. - Но что еще опаснее - они превратились в общественную норму. Матери поощряют сыновей идти в смертники, которые становятся новыми героями палестинского народа. Операция "Защитная стена" ударила по инфраструктуре террора, но не уничтожила его".
- Если Израиль не перекроет волну террора, она его затопит, - говорили мне некоторые депутаты парламента. - Палестинцы впали в состояние исступления, которое сродни безумию. Но у этого исступления есть рациональная основа. Они верят, что у Израиля, скованного политическими догмами, нет решимости противостоять террору, что еще с десяток терактов - и паника охватит все слои израильского общества.
И вот 21 июня на заседании военно-политического кабинета было принято решение о начале нового этапа антитеррористических действий в Иудее и Самарии (Западный берег реки Иордан). На сей раз речь идет о бессрочной военной операции, получившей кодовое название "Дерех нехуша" ("Решительный путь"). Подразделениям ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля) приказано вернуться в палестинские города на Западном берегу Иордана. При этом особо отмечено, что войска будут оставаться в Палестинской национальной автономии столько времени, сколько потребуется для обеспечения безопасности граждан Израиля.
Кроме того, обсуждалось предложение о депортации за пределы Израиля лидеров экстремистских организаций и членов семей террористов-смертников, но соответствующего решения принято не было. Предлагалось также выслать самого главу ПНА Ясира Арафата. Но министры пришли к выводу, что перед началом обсуждения этого вопроса следует тщательно изучить его юридические аспекты.
В настоящее время подразделения ЦАХАЛа продолжают операцию "Решительный путь" на всей территории Иудеи и Самарии, исключая город Хеврон и его окрестности. Израильские бронетанковые и пехотные части находятся в Дженине, Тулькарме, Наблусе, Калькилии, в окрестностях Вифлеема и других городов и деревень.
Задачи, поставленные перед ЦАХАЛом, прежние: арест палестинцев, подозреваемых в террористической деятельности, предотвращение терактов на территории Израиля, розыск складов оружия и лабораторий, в которых производится взрывчатка. Естественно, что для столь широкомасштабных действий армии не хватает личного состава. Поэтому утром 23 июня началась мобилизация резервистов. Речь идет об одной дивизии.
Израильский генштаб назвал операцию "Решительный путь". У многих (как израильтян, так и палестинцев) возникает вопрос: куда он приведет?
Палестинцы заявляют, что новая оккупация территорий автономии - это, по сути дела, ликвидация соглашений в Осло. Руководство автономии теряет свои полномочия, и в подобной ситуации палестинские силовые структуры не могут пресекать террор. Но многие израильские эксперты считают, что нет иного решения, как только перенести фронт назад на палестинские территории при всем тяжелейшем человеческом, политическом и военном значении этого шага. Цель в первую очередь состоит в том, чтобы самым существенным образом сократить свободу передвижения палестинцев. Короче говоря, взять ответственность в сфере безопасности над сектором "А" (территории, контролируемые руководством автономии), что в обозримом будущем поможет в определенной мере понизить размах террора на территории самого Израиля.
Думается, что новая стратегия премьер-министра Ариэля Шарона состоит в том, чтобы заставить палестинцев заплатить территориальную цену за теракты против израильских граждан. Но наверняка очень скоро выяснится, что оккупация не может стать стерильной операцией, при которой армия удерживает территорию без ответственности за основные виды обслуживания палестинского населения. Израиль должен будет позаботиться о поставках продовольствия, медицинском обслуживании, вывозе мусора и доставке питьевой воды. Это та модель, которая долго не просуществует.
"Мы в ловушке, - пишет тель-авивская газета "Едиот ахронот". - Потому что наши политики и генералы отлично знают, что после этой операции придет другая. Тем не менее мы все равно не справимся с террором и не добьемся тишины и покоя. Террористам несть числа. Их как воды в море".
Тель-Авив