Политическая конъюнктура резко оттеняет фон, на котором проходит российское участие в международной выставке вооружений "Евросатори-2002" в Париже. Причем это измерение двухмерное.
Во-первых, в свете недавно подписанных новых соглашений по стратегической стабильности между Москвой и Вашингтоном и расширения участия Москвы в делах НАТО через только что созданный "Совет 20" наблюдается повышенный интерес к российским системам вооружений. Высшие чины из министерств обороны западных стран сменяют один другого на российских стендах. Директор по особым поручениям "Рособоронэкспорта" генерал-полковник Николай Димидюк буквально сбивается с ног, подолгу объясняя вместе с российскими стендовиками особенности тех или иных оружейных систем. Присутствующий на выставке начальник главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ генерал-полковник Сергей Маев делает вывод: "Все это, конечно, не случайно. Новые военные отношения побуждают Запад изучить внимательно, насколько мы окажемся надежными и в совместных антитеррористических операциях, и в миротворческом развертывании. Новым партнерам нужна уверенность в российских военно-промышленных возможностях". С этим трудно поспорить, и это заметно невооруженным взглядом.
Во-вторых, на российскую экспозицию накладывает отпечаток и чисто внутренний, российский аспект конъюнктуры. Лозунг дня: "У России нет достаточно денег для закупки новых образцов вооружений. Выход в том, чтобы модернизировать имеющиеся в достаточном количестве образцы, уже эксплуатирующиеся по 10-15 лет". Лозунг недавний, но отечественная промышленность перестроилась под него стремительно. И выяснилось, что подобным путем Запад движется довольно давно, этот путь признан рациональным. Например, немецкий танк "Леопард" выдержал уже шесть модернизаций и готовится к следующему этапу. Никто его списывать не собирается. Вот и получается, что рыночные отношения в России вдохнули новую философию в систему оборонного заказа.
Благодаря модернизации, утверждает генерал-полковник Сергей Маев, "мы получаем современный танк всего лишь за 60% от цены нового". Что представляет собой загадочная "звезда" отечественных выставок вооружений Сухопутных войск танк по прозвищу "Черный орел"? А это всего лишь вариант глубокой модернизации известного танка Т-80.
На выставке в Париже представлены различные аспекты модернизации более раннего основного танка - Т-72. Тысячи его стальных братьев "окопались" в различных странах мира. Броня по-прежнему крепка, надежны двигатели. До технических требований современного боя его способны дотянуть предложения различных российских заводов, прежде всего нижнетагильского "Уралвагонзавода", челябинской "Электромашины", предприятий Тульского региона. В несколько крат повышается точность огня, увеличивается дальность воздействия на цель. С другой стороны, бронированная машина становится неуязвимой для высокоточного оружия, причем средства защиты из пассивных перекочевали в разряд атакующих. Модернизация включает и автоматическую трансмиссию, равнозначную на практике автоматической коробке передач на легковых автомобилях. До таких высот еще далековато отечественному автопрому. Экипаж становится зрячим в самых неблагоприятных характеристиках видимости, кроме того, у него появились комфортные условия - в "салоне" бронетехники российские умельцы без труда и нарушения внутренних систем и механизмов устанавливают воздушный кондиционер. Он обеспечивает "климат-контроль" при выключенном дизельном двигателе, не влияет на температурные данные стрельбы, то есть для боевой работы не создает трудностей. Уже идут заказы - одна арабская страна заказывает переоборудование 800 бронированных машин. В очередь выстраиваются другие.
Париж