Хорватия пытается хотя бы в последний момент вскочить на подножку поезда, уносящего ее соседей по посткоммунистическому региону Европы к членству в НАТО. Продемонстрировать высокий уровень подготовки хорватских вооруженных сил должны, по замыслу Загреба, и развернувшиеся сейчас на территории республики крупнейшие в этом году на континенте учения сил гражданской обороны стран - членов НАТО и кандидатов в альянс.
На недавней встрече шефов дипломатии 19 натовских стран в адрес Хорватии прозвучало предложение начать подготовку к членству в альянсе. Однако высокие брюссельские чины тут же разъяснили встрепенувшимся было хорватским дипломатам, что приглашение к подготовке отнюдь не тождественно скорому приглашению к членству. За последним Хорватия должна встать в длинную очередь соискателей и вряд ли дождется его на пражском саммите НАТО в ноябре этого года. Семерка новобранцев практически определена: Словения, Болгария, Румыния, три страны Балтии и Словакия, если в последней после сентябрьских парламентских выборов не произойдет каких-либо политических казусов.
Но поскольку официально сей список еще не объявлен и, кроме того, руководство НАТО планирует подготовить к Праге долгосрочный план стратегии альянса, включая последующий график расширения, Загреб в срочном порядке разворачивает реформу своих вооруженных сил.
Хорватскую армию не зря называют "государством в государстве". В годы гражданской, или, как здесь выражаются, Отечественной войны за независимость в первой половине 1990-х годов выпестованная с помощью американских инструкторов и руководимая непосредственно президентом Франьо Туджманом армия была любимицей и надеждой властей и населения, на ее вооружение расходовалась основная часть бюджетных средств, а на преступления, совершаемые на поле боя и вне его доблестными командирами, большинство хорватов предпочитали смотреть сквозь пальцы.
И до сих пор многих из этих "героев" нелегко не то что спровадить под трибунал в Гаагу, но и просто удалить из казарм и из общественной жизни. Несколько раз за два с половиной года, прошедшие после смерти Туджмана и победы на выборах демократических лидеров, былые любимцы народа пытались устроить общенациональную политическую бузу, и лишь чудом каждый раз дело обходилось манифестациями и забастовками, но не стрельбой. Однако до сих пор ни у кого в стране нет уверенности, что все-таки однажды по вине военных не возобладает хаос и былые боевые командиры не попытаются захватить власть. Тем более что нынешняя правящая коалиция не демонстрирует единства своих действий ни в одной из сфер общественной жизни, прежде всего в экономике.
Процесс приватизации, а в некоторых отраслях - и переприватизации ведущих предприятий в республике проходит очень непросто, без работы фактически каждый пятый из взрослых жителей, а зарубежные инвестиции в страну, никак пока институционально не связанную с Европой и до сих пор как следует не наладившую взаимоотношений с соседями, поступают чрезвычайно медленно. Противятся власти - и центральные, и местные - и возвращению в республику почти двухсот тысяч беженцев-сербов, нашедших временный приют в родственной Югославии. Сама идея членства в НАТО большинству хорватов безразлична, гораздо больше надежд они связывают с вступлением в Евросоюз, но власти хорошо понимают, что дорога к последнему ведет именно через альянс. Отсюда - нынешний энтузиазм в реорганизации вооруженных сил.
Согласно одобренному правительством плану, армия в течение трех ближайших лет должна сократить свои ряды с 45 тысяч до 25 тысяч человек плюс полторы тысячи сотрудников Министерства обороны. Таким образом и средства из армейского бюджета на содержание персонала будут сокращены с 70% до 50%.
Уже в этом году предполагается уволить 8 тысяч военнослужащих. Часть из них уйдет на пенсию, а для тех, кто помоложе, организуются спецкурсы по переквалификации с последующим трудоустройством. Все попавшие под сокращение получат и немалую денежную компенсацию. Власти явно стремятся расстаться с увольняемыми военнослужащими по-доброму, чтобы не отправлять их прямиком в ряды сторонников настроенной на реванш оппозиции.
Реформы в армии проходят в том числе и по возрастному цензу. Сейчас средний возраст личного состава составляет примерно 35 лет, а в странах НАТО - примерно на 10 лет меньше. И с оглядкой на этот показатель идет работа с военнослужащими: в строю остаются лишь самые грамотные, здоровые, перспективные, но также и лояльные.