"Президентская кампания слишком скучна", - говорили многие наблюдатели, полагая, что вопрос состоял только в том, победит ли Жоспен Ширака или нет. Как известно, националист Ле Пен наглядно показал Франции, а заодно и всему миру, что скучать не стоило. А Жоспен не только не стал президентом, но и ушел из политики, взяв на себя всю ответственность за беспрецедентное поражение социалистов. Сегодня, когда Франция готовится к парламентским выборам, наблюдатели стараются избегать однозначных оценок и прогнозов. Создается впечатление, что возможны любые сценарии. В зависимости от того, как на сей раз поведет себя электорат, правого президента Ширака могут как наградить внушительным большинством в парламенте, так и ввергнуть в очередной период сосуществования, то есть наказать его левым парламентом и левым правительством. Не сбрасывается со счетов и тот вариант, что четкого большинства в парламенте вообще может не получиться.
За места в Национальном собрании будут бороться около восьми с половиной тысяч кандидатов. Это рекордное число. Однако мандаты получат только 577 депутатов. Их имена будут определены путем прямого голосования по мажоритарной системе в два тура - 9 и 16 июня. Во второй тур попадут те кандидаты, которым удастся набрать более 12,5% голосов. Последние опросы показывают, что правоцентристские силы, то есть Ширак и его союзники, могут получить в первом туре столько же, сколько и левые (социалисты, коммунисты, левые радикалы, "зеленые"), то есть 35%. И это при том, что большинство французов считают, что было бы лучше, если бы президент мог опираться на большинство в парламенте. Прогнозируется и выход во второй тур лепеновского Национального фронта - около 13%. Таким образом Ле Пен становится как бы арбитром.
В течение многих лет кандидат, проигравший борьбу за президентское кресло, лишался затем и поддержки на выборах в Национальное собрание. Между тем на прошлых парламентских выборах социалисты одержали победу, и Франция на пять лет погрузилась в сосуществование.
Если и сейчас избиратели сделают свой выбор в пользу сосуществования, то, как представляется, оно будет более консенсусным, нежели предыдущее. Ширак не может забывать, что примерно половина людей, отдавших совсем недавно за него свои голоса, - это левый электорат. То есть это те, кто сказал "нет" националисту Ле Пену и сделал выбор в пользу Ширака (без учета его прошлых заслуг и программных обещаний) как гаранта республики. Кроме того, немолодой Жак Ширак не станет баллотироваться на третий президентский срок по истечении своего мандата. Его вкус к политическим интригам начинает притупляться. Шираку нужно "спокойное" сосуществование, поскольку он уже готовит себе место в истории.
Основные события по итогам парламентских выборов, естественно, будут развиваться на внутренней арене. При более сильном (или более слабом) сопротивлении Шираку предстоит реализовывать такие свои лозунги, как свобода предпринимательства, снижение налогов и ослабление государственного регулирования, повышение расходов на оборону и т.д.
Внешнеполитический курс страны останется неизменным при любом раскладе парламентских выборов. Другое дело, что в зависимости от того, кто сформирует правительство - правые или левые, будут расставлены те или иные акценты. И хотя в условиях прошлого сосуществования Ширак и Жоспен старались говорить в один голос на международной арене, у президента (который является главным выразителем внешнеполитических интересов) не всегда были развязаны руки. Правое правительство наверняка продемонстрировало бы большую вовлеченность в международные дела. (По выражению одного из высокопоставленных французских дипломатов, могло бы состояться "возвращение" Парижа на мировую арену.) Принятие внешнеполитических решений не требовало бы длительных согласований, а ответственность за них была бы прямой.
В условиях сосуществования Парижу, по крайней мере, будет не до "возвращения". "Партнеры-соперники" предпочтут оставить внешнюю политику в стороне. У правых и левых при общей генеральной внешнеполитической линии сохраняются определенные разногласия. В качестве примеров таковых эксперт Института международных и стратегических отношений в Париже Арно Дюбьен приводит Ближний Восток, Европу и Россию. Если Ширак зарекомендовал себя пропалестинскими взглядами, то социалисты - произраильскими. В то время как социалисты стремятся к развитию социального измерения европейского строительства, правые лоббируют повышение расходов на оборону. Что касается России, то, как говорит Дюбьен, Ширак уделяет ей гораздо больше внимания, чем социалисты: "Известно, что в российском МИДе изначально предпочитали Ширака Жоспену".
Париж-Москва