Глава Палестинской национальной автономии Ясир Арафат приступил к административной реформе. Решено сократить состав правительства и коренным образом реформировать службы безопасности Палестинской автономии. Создан специальный комитет по реформе правительства, наделенный самыми широкими полномочиями. Его официальный представитель Аззам аль-Ахмад сообщил, что число министерств будет сокращено с 34 до 19. Министерства экономики, снабжения и торговли объединяются в одно ведомство. В ходе проведения израильской военной операции "Защитная стена" энергетическая инфраструктура автономии оказалась совершенно разрушенной, что привело всю территорию Западного берега реки Иордан на грань экологической катастрофы. Воccтановлением этого сектора экономической жизни автономии должно заняться новое ведомство - Министерство энергетики и природных ресурсов. Реформы начались в период относительного затишья, при этом казалось, что палестино-израильское противостояние стало принимать достаточно "вялотекущий" характер.
И хотя израильтяне периодически продолжали проводить зачистки и арестовывать "подозрительных" палестинцев, их действия уже не носили столь жесткого и устрашающего характера, как месяц назад, в кульминационный момент "Защитной стены", когда ежедневно приходили сообщения о жертвах среди мирного населения. Палестинцы после прекращения осады церкви Рождества Христова в Вифлееме, похоже, также не стремились перехватить боевую инициативу. Обе стороны серьезно занялись решением своих внутренних проблем. Однако со среды, после ракетного обстрела лагеря палестинских беженцев в Наблусе все стало возвращаться на круги своя. Во время рейдов спецподразделений израильской армии опять гибнут мирные жители, за которых снова пытаются отомстить самоубийцы-шахиды.
Палестинцы любят подчеркивать, что Ясир Арафат для них не премьер, не президент, а национальный лидер, вождь, если хотите. Тем больший резонанс произвели его последние заявления о допущенных ошибках и необходимости их исправления. Как заявил "НГ" посол Палестины в России Хайри аль-Ориди, всю полноту ответственности за эти ошибки глава Палестинской автономии взял на себя. "Арафат признал ряд ошибок, например недостаток гласности в политике нашего руководства, отсутствие независимой судебной власти. При этом надо учитывать, что в условиях израильской оккупации иного и быть не могло. Из международного опыта известно, что многие государства во время иностранной агрессии ставят свою судебную систему под жесткий контроль исполнительной власти. В то же время не будем забывать, что в самом Израиле нет конституции, это государство постоянно отвергает резолюции международного сообщества - и то, что оно хотело бы держать палестинские суды в "ежовых рукавицах", не вызывает удивления. В то же время недавний суд над убийцами израильского министра туризма Зеэви показал дееспособность нашей судебной системы при всех ее недостатках. Власть в автономии молодая, 7 лет - это весьма небольшой срок, и признание ошибок для нас не позор, позором было бы продолжение ошибочных действий", - подчеркнул глава палестинской дипмиссии в Москве.
Премьер-министру Израиля Ариэлю Шарону тоже впору признавать собственные ошибки. "Защитная стена" привела к обвалу в строительной и сельскохозяйственной сферах израильской экономики, так как активность палестинских рабочих упала до нулевой отметки, а без них обе эти отрасли, по признанию израильских же экономистов, практически недееспособны. При этом волна взрывов, поднятая бомбистами-смертниками, ударила по туризму. В то же время после ожесточенных дебатов в кнессете Шарону удалось провести решение о сокращении госрасходов на 13 млрд. шейкелей.
Вопрос о вотуме недоверия его кабинету таким образом откладывается, и не в последнюю очередь благодаря невнятной позиции левоцентристской партии "Авода". Ее лидер министр обороны Биньямин Бен-Элиэзер вряд ли способен вернуть израильским левым боевой дух эпохи Ицхака Рабина. Майский съезд "Аводы" показал, что Бен-Элиэзер не заинтересован в переменах даже по сугубо личным мотивам. Дело в том, что он - выходец из Ирака, его прежнее имя Фуад, а в Израиле человек с Арабского Востока практически не имеет перспектив стать премьером. Если же не нацеливаться на высший пост в структуре исполнительной власти, то зачем тогда возглавлять вторую по значимости партию в стране?.. На фоне застоя в стане израильских социалистов неудивительны 70-процентные рейтинги Шарона среди избирателей.