Прибыв в Берлин, центр которого был наглухо огражден полицией и превращен, по свидетельству немецкой прессы, в "осажденную крепость", лично Джордж Буш не увидел массовых антиамериканских демонстраций, которые к тому времени шли, кроме столицы, в 60 городах Германии. Не услышал он и раздававшихся повсюду в стране "барабанов Буша", бой которых служил звуковым подкреплением этим акциям протеста. Но в огражденной центральной части Берлина, где происходили главные мероприятия визита американского лидера, все обстояло спокойно и шло по заранее намеченному распорядку.
В первый вечер состоялся только неофициальный ужин с федеральным канцлером Герхардом Шредером. А апогейным днем американского визита в Германию был вчерашний. На лужайке резиденции Бельвю Буша приветствовал с воинскими почестями федеральный президент Йоханнес Рау. Затем состоялись двухчасовые переговоры Буша и Шредера в ведомстве федерального канцлера.
Сопровождающий президента госсекретарь Колин Пауэлл всячески подчеркивал в Берлине хорошее сотрудничество с Германией в НАТО, на Балканах, в Афганистане. В свою очередь, его коллега Йошка Фишер намекал, что переговоры не обойдутся без "интенсивных дискуссий", иными словами, обсуждения и выяснения вопросов, по которым немцы ждут от американской политики большей ясности. Например, о планах США в отношении Ирака, будущего НАТО и т.д.
Обе стороны, естественно, выражают удовлетворение состоявшимися беседами. Но Буш не предлагал немцам "партнерства в лидерстве", как когда-то это сделал его отец, а канцлер Шредер не повторял сентябрьских заверений в "неограниченной солидарности". В Берлине внутренне понимают, что, оставаясь для Вашингтона в европейских масштабах важным союзником, в глобальных -Кроль Германии утратила для США былую значимость. Не очень ясно немцам и отношение США к будущей роли расширяющегося НАТО.
Немцы, судя по всему, не согласятся предоставить американцам карт-бланш в отношении Ирака, а Буш, конечно же, не дал Берлину обещаний всегда консультироваться с союзниками, воздерживаться от односторонних решений и действий. Но для международных дел весьма существенно, что США и Германия вчера вновь продемонстрировали одинаково позитивное отношение к развитию партнерства с Россией, налаживанию ее новых отношений с НАТО в рамках "двадцатки".
Главным событием визита заранее обозначили речь Джорджа Буша перед германским парламентом, заседающим в рейхстаге. Его выступление состоялось вчера во второй половине дня. Оно преподносилось как принципиальная речь об американских взглядах на мир и внешнюю политику. Советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс назвала ее даже "историческим посланием", адресованным, видимо, не только немцам, европейцам, но и всему миру.
В своей речи президент, разумеется, затронул американо-германские отношения. Но ее пафос относился прежде всего к борьбе против международного терроризма. Многое из того, о чем говорил президент, было повторением уже известных взглядов и подходов, так что в целом трудно придать ей эпохальное значение. Если, пожалуй, не считать того, что она была в некотором роде "увертюрой" ко всей его европейской поездке, ведь сразу из рейхстага Джордж Буш отправился в аэропорт Тегель и вылетел в Москву.
Вероятно, канцлер и правительство вздохнули после этого с облегчением. В целом визит американского президента прошел благополучно. Его программа выполнена. Попытки некоторых общественных сил создать хаотическую атмосферу в столице не удались, хотя жизнь города по внешнему периметру огражденного полицией центра была взбудоражена. Полиция насчитала 20 000 демонстрантов. Это были в основном приверженцы антивоенного и антиглобалистского движений. Вчера, пока президент выступал в бундестаге, демонстранты, переодетые в индейцев и ковбоев, продолжали свои отнюдь не театральные действия близ Гедехтнискирхе и в некоторых районах столицы.