- Среди основных приоритетов внешней политики Югославии вы называете вступление в Европейский союз. Какие препятствия вы видите на этом пути?
- Действительно, вступление в Евросоюз является главным направлением нашей внешней политики, однако это среднесрочная цель. Я считаю, что для полноправного членства в ЕС нам потребуется десять, а может и пятнадцать лет. Первым шагом на этом пути станет подписание соглашения об ассоциации и стабилизации с ЕС, что может произойти и до конца 2003 года. Однако для этого необходимо урегулировать отношения между Сербией и Черногорией, продолжать сотрудничество с Гаагским трибуналом и сохранить политическую стабильность в стране.
Что касается урегулирования отношений между Сербией и Черногорией, то от подписания Белградского соглашения до полного осуществления намеченного необходимо от семи до десяти лет. Все зависит от наших способностей обеспечить развитие страны. Я имею в виду экономику, вооруженные силы, систему правосудия, сельское хозяйство, управление и т.д.
- Какой вы видите роль МИДа в выполнении Белградского соглашения?
- Вклад внешней политики в урегулирование отношений между Сербией и Черногорией заключается в показе нашим собеседникам сложности этой проблемы, возможных последствий урегулирования. Наша позиция встречена всеми собеседниками с большим уважением. Я имею в виду Евросоюз, Россию и США. Об этом свидетельствует поддержка, высказанная Белградскому соглашению. Конечно, предстоит еще много потрудиться - разработать конституционную хартию, избрать новый парламент, а затем президента и правительство. По моему мнению, все это будет сделано до конца года.
- Считаете ли вы, что с принятием закона о сотрудничестве с Гаагским трибуналом устранено одно из основных препятствий активного участия Югославии в международных организациях?
- Не только принятием закона, но и его применением на практике. Его последовательное применение устранит основные преграды. Уже шесть обвиняемых в военных преступлениях проявили интерес в получении гарантий от правительства с тем, чтобы защищаться на свободе, то есть не находясь под стражей, и решили добровольно сдаться Гаагскому трибуналу. Первые результаты применения закона положительно восприняты международным сообществом. Например, 13 мая МВФ одобрил Югославии трехлетний кредит. Это существенная поддержка стабильности и сигнал инвеститорам, заинтересованным в инвестициях в югославскую экономику.
Авторитет Югославии растет. Недоверие, которое создавалось годами, исчезает, хотя, может быть, и не так быстро. Я уверен, что мы на правильном пути, в том числе это касается получения поддержки ЕС и США. Выражаю благодарность и России за неизменность ее позиции в понимании трудностей, переживаемых нашей страной.
- Среди приоритетов вы называете и региональное сотрудничество. Как относятся к этой идее ваши соседи, особенно Хорватия?
- За минувший год мы больше всего продвинулись вперед именно в вопросе развития отношений с нашими соседями. Среди приоритетов на этот год мы определили расширение зоны свободной торговли путем заключения соглашения между странами региона, развитие сотрудничества в области энергетики, транспорта и связи, а также по линии министерств внутренних дел. Мы знаем, что наш регион является перекрестком нелегальной транспортировки и торговли оружием, наркотиками, контрабанды людей и т.д. Именно поэтому большое значение имеет сотрудничество в вопросах безопасности и охраны границ.
В этих рамках нужно рассматривать и большое продвижение, достигнутое в сотрудничестве с Хорватией. Начальное недоверие и сдержанность уже преодолены. Надеюсь, что до конца года удастся договориться по границе, уже достигнуто продвижение по визовому режиму, о сотрудничестве органов внутренних дел, ожидаем роста экономических связей.
- Известно, что Косово является болевой точкой Югославии. Международное сообщество не в полной мере выполняет резолюцию 1244 СБ ООН. Положение неалбанского населения остается сложным. А избранные власти в крае заявляют о стремлении к независимости. Что предпринимает югославская дипломатия для решения косовской проблемы?
- Решение проблемы безопасности, ускорения возвращения изгнанных сербов и начало работы избранных в Косово органов - эти проблемы находятся в центре внимания не только нашей дипломатии, но и всего руководства страны. Координационный совет по Косово тесно сотрудничает с Временной администрацией ООН в Косово и миротворческими силами в стремлении решить некоторые из перечисленных проблем.
Мы считаем, что не следует торопиться с решением вопроса о статусе Косово, а сосредоточиться на решении реально существующих проблем. Нужно обеспечить возможность всем сербам и другим лицам неалбанской национальности вернуться в безопасные районы, если они этого пожелают. Нужно сделать все для обеспечения безопасности всех людей, живущих в Косово. В этих вопросах серьезных результатов не достигнуто. Я уже не говорю о поиске пропавших без вести - здесь практически нет никаких результатов.
- Каковы планы югославского МИДа на российском направлении?
- В первые месяцы этого года с российскими официальными лицами не было встреч на высшем уровне. Однако вскоре состоятся двусторонние визиты. Это касается как дипломатии, так и сферы экономики. Мы внимательно следим за решительной политикой России после 11 сентября, которая в итоге сделала возможным развитие отношений России с ЕС, НАТО и США.
Есть большие возможности для регулярных обменов мнениями между Москвой и Белградом о ситуации в регионе. Уверен также, что существуют большие возможности для участия российских компаний в приватизации в нашей стране. В последнее время в наших странах думают о том, как оживить торговлю. Это бы дало возможность урегулировать взаимные долги и оказало бы положительное влияние на развитие экономического сотрудничества.
Белград