Двухдневная научно-практическая конференция "Новая повестка дня в российско-американских отношениях", проведенная в Москве Институтом прикладных международных исследований, по всей видимости, стала последней широкой дискуссией накануне саммита Путин-Буш. Российские и американское дипломаты, политики и политологи, бизнесмены и ученые высказали свое мнение о том, что сегодня мешает более тесному партнерству России и США и что необходимо предпринять лидерам двух стран для сохранения позитивной динамики этих отношений.
Тон дискуссии задал известный российский предприниматель, курирующий в РСПП международную тематику, Михаил Ходорковский (ему первому дали слово, потому что бизнесмен срочно был вызван к премьеру Касьянову на совещание нефтяников, где обсуждалось решение о снятии ограничений на экспорт российской нефти). По мнению Ходорковского, сегодня у российского бизнеса и государства очень совпадающие интересы, суть которых состоит в том, что Россия и Америка должны стать стратегическими союзниками не только в борьбе с международным терроризмом, но и в экономике. Ограничение стратегических наступательных вооружений - дело, безусловно, важное, но это, по словам бизнесмена, "проигрышная тема, она уже никого не интересует". Гораздо больший интерес представляет предложение вице-президента США Чейни об энергетическом диалоге двух стран. Ходорковский считает, что на саммите надо говорить о самой смене парадигмы российско-американских отношений - о расширении торговли и о конкретных интеграционных процессах. В конце концов, по его словам, надо просто заключать договор о дружбе. В то же время, отметил бизнесмен, и в России, и в Америке по-прежнему не изжиты остатки антиамериканского и антироссийского мышления, что во многом мешает развитию нормального партнерства.
Чрезвычайный и Полномочный Посол США в России Александр Вершбоу в какой-то степени согласился с Ходорковским, заметив, что "оптимизм в российско-американском диалоге не опасен, опасен рефлекторный пессимизм". В то время как Путин и Буш показывают всему миру, как можно преодолевать подозрительность по отношению друг к другу, журналисты и политическая элита все время возвращаются к временам холодной войны. По словам Вершбоу, сегодня прорабатывается идея, "как свести вместе профессионалов СМИ, чтобы они вывели российско-американские отношения на новый уровень доверия". Посол заявил, что на предстоящей встрече лидеров двух стран действительно много внимания будет уделено экономическому сотрудничеству. Американская сторона в принципе удовлетворена работой по созданию нормального бизнес-климата, которую проводят российский президент, правительство и законодатели, и споры о курах и стали, по словам посла США, - "это лишь кочки на нашем пути", которые не должны помешать развитию более тесных связей. И хотя сегодня торговля с Россией составляет в США только 1%, что равно товарообороту с Коста-Рикой, надежды на расширение сотрудничества очень большие.
Прошлым летом был начат российско-американский диалог в сфере частного бизнеса, и на саммите, по словам Вершбоу, Путину и Бушу будут переданы новые предложения на сей счет. Президенты будут говорить и о том, как содействовать более тесным научным и образовательным контактам двух стран. В то же время посол США подчеркнул, что на саммите будет поднят вопрос о демократии в России и создании гражданского общества, потому что эти проблемы существуют, о чем, в частности, говорит ситуация с независимой прессой и нетерпимость по отношению к нетрадиционным для России религиозным конфессиям.
Самый молодой заместитель министра иностранных дел Алексей Мешков, курирующий в МИДе департамент внешнеполитического планирования, в своем выступлении также отметил, что сегодня России и США нужны другие параметры отношений, о чем и будут говорить Путин и Буш. Ожидается не только подписание Договора по СНВ-2, который сохранит динамику разоружений, но и подписание декларации о новых стратегических взаимоотношениях, основой которых должна стать экономика. Бизнес к этому уже готов, однако американские политики не спешат признать Россию страной с рыночной экономикой, отменить унизительную поправку Джексона-Вэника и снять технологические препоны. По словам Мешкова, саммит, несомненно, ознаменует собой новый этап российско-американских отношений, но при условии, если политэлита и СМИ обеих стран начнут перестройку мышления. Сохраняющиеся стереотипы холодной войны, мешающие расширению сотрудничества, по мнению замминистра, зачастую идут от незнания ситуации.
О необходимости кардинальной смены парадигмы российско-американских отношений говорили на конференции практически все ее участники. Они отмечали, что предстоящая встреча президентов на высшем уровне перегружена вопросами безопасности и это будет едва ли не последним традиционным соглашением по этой тематике. Теперь на первое место выходят новые блоки: совместная борьба с международным терроризмом, становление демократии, развитие экономического и торгового сотрудничества двух стран.