Вслед за Нидерландами парламентские выборы состоялись на минувшей неделе еще в одной стране Евросоюза - Ирландской Республике. Они прошли, в пятницу 17 мая, и сегодня в Дублине настал день, когда итоги выборов, как говорится, разложены по полочкам.
Сегодня основные результаты голосования уже ясны. Как и ожидалось, победителем стала правоцентристская партия Фианна файл (ФФ) во главе с ее лидером и премьер-министром Берти Ахерном. По предварительным данным, она получила около 80 мандатов в высшем законодательном органе республики, насчитывающем 166 мест. Однако при продолжающемся уточнении подсчетов ей прочат абсолютное парламентское большинство. До сих пор ФФ была вынуждена править в коалиции с небольшой либеральной партией "Прогрессивных демократов" и искать поддержки у десятка независимых "избранников народа". Но отныне ФФ и Берти Ахерн, возможно, могут при желании управлять делами страны в ближайшие годы и без союзников. Это большой успех.
Роль главной "потерпевшей" на ирландских выборах досталась тоже консервативной, но оппозиционной партии Фине гал (ФГ). Эта традиционная ирландская политическая сила, возглавлявшая в свое время и правительства страны, потерпела серьезнейшее, а по некоторым оценкам, даже самое катастрофическое поражение за шесть последних десятилетий. Руководитель ее избирательной кампании Финбар Фитцпатрик признал "тяжелое поражение", выразившееся в потере почти третьей части имевшихся у ФГ депутатских мест. Потрепанной, с потерями выходит с избирательного экзамена и ирландская Лейбористская партия (18 мандатов).
"Спаслись" либералы, "зеленые" и некоторые другие группы, оставшиеся и в новом составе парламента, но примерно с прежним "штучным" числом мандатов. Феноменом считается успех Шинн фейн (ШФ) - политического крыла подпольной ИРА, действующего по обе стороны ирландской границы. Число голосов в пользу этой партии, выступающей за объединение разделенного на Ирландскую Республику и британский Ольстер острова, выросло с 2,5 до 7%, то есть почти в три раза. Теперь Шинн фейн надеется получить в Дублине уже не одного, а пять депутатов - почти в три раза больше. Это говорит о том, что проблематика Северной Ирландии далеко не безразлична гражданам республики.
В целом выборы показали весьма завидную для других стран ЕС стабильность общественных настроений. Фианна Файл собрала дивиденды с экономического бума, которым было отмечено развитие Ирландии в последние годы. В связи с ним "Зеленый остров" стали называть по аналогии с известными странами далекой Юго-Восточной Азии "Кельтским тигром". Одна из самых бедных в недавнем прошлом западноевропейских стран, 3,9-миллионная Ирландия ныне экспортирует высокотехнологическую продукцию и добилась в ЕС второго после Люксембурга уровня годового дохода на душу населения. Благодаря низким налогам и "умеренной" зарплате (например, на ирландском предприятии немецкого электронного концерна SAP она на 40% ниже, чем на его аналогичных производствах в Германии) на остров хлынул поток иностранных инвестиций. Было построено много предприятий на базе высоких технологий, созданы десятки тысяч новых рабочих мест. Уровень безработицы упал до пятипроцентной черты.
Понятно, что ныне и "Кельтский тигр" ощутил на себе последствия глобального спада на Западе. Однако "жирок" предшествующих лет Ирландии еще не истрачен. Не в пример большинству стран ЕС и в текущем году на острове прогнозируют 3,5-процентный рост экономики, а на ближайшие годы с обоснованным, по мнению экспертов, оптимизмом предрекают "прибавки" от 5 до 6%. Все это ставило на этих парламентских выборах партию "Солдат судьбы" и премьера Берти Ахерна практически вне конкуренции.
Новое правительство должно быть назначено в Дублине 6 июня. В его составе, быть может, и произойдут некоторые перемены, но имя премьер-министра уже хорошо известно. Это все тот же Берти Ахерн, облеченный доверием избирателей благодаря прошлым успехам. Предвыборные плакаты его партии недаром напоминали о том, что "многое сделано, но предстоит сделать еще больше". Политическая и экономическая ситуация в мире осложнилась. Не исключено, что в ближайшие годы "Кельтскому тигру" будет не до прежних больших прыжков.