Состоявшиеся в минувшую среду выборы в Генеральные штаты (парламент) Королевства Нидерланды отмечены большой, почти 80-процентной активностью граждан. Голосование коренным образом изменило расстановку политических сил страны. Правившая в последние годы левоцентристская коалиция во главе с социал-демократической Партией труда (ПТ) потерпела сокрушительное поражение. Верх взяли консерваторы в лице Христианско-демократического призыва (ХДП) и праворадикальное движение "Список Пима Фортейна" (СПФ), образованное всего лишь два месяца назад.
Голосование состоялось в необычной политико-психологической атмосфере шока от террористического убийства Фортейна. Новым премьер-министром скорее всего станет лидер христианских демократов 45-летний профессор философии Ян-Петер Балкененде. По предварительным данным, его партия является бесспорной победительницей выборов. Она увеличила свое представительство в 150-местном парламенте с 29 до 44 мандатов и образует отныне крупнейшую фракцию. Вторую позицию занял с 26 депутатами СПФ, игравший на настроениях враждебности к иностранцам и закрытия границ страны перед иммигрантами.
Зато размер поражения Партии труда превзошел все ожидания. Она потеряла в законодательном органе почти половину имевшихся у нее мест, обладая со вчерашнего дня в Генеральных штатах всего 24 из былых 45 мандатов. Счет избирателей был предъявлен и ее бывшим партнерам по правящей коалиции.
Политическая погода изменилась в Нидерландах самым серьезным образом. К власти возвращаются христианские демократы. Прежде в течение многих послевоенных десятилетий они непременно присутствовали едва ли не во всех голландских кабинетах. В своем нынешнем обновленном виде ХДП сохраняет традиционную консервативную сущность и правую окраску. Главная ее новизна в лидере. Это восходящая политическая звезда. Ян-Петер Балкененде лишь прошлой осенью возглавил парламентскую фракцию ХДП. Он пока малоизвестен и внутри страны, и тем более за ее пределами. Но он молод, энергичен, амбициозен. "Граждане хотят другой политики", - провозгласил он после победы, подчеркнув, что "не уклонится от ответственности" и готов возглавить коалиционные переговоры.
Но тут нидерландцев еще могут ждать сюрпризы. Без убитого Фортейна СПФ, мандаты которого могли бы стать достаточно солидным подспорьем для новой коалиции, представляет собой пока непонятный конгломерат малоизвестных политиков. Иметь дело с эдаким "котом в мешке" трудно. К тому же коалиционный союз с партией или движением, многие лозунги которого отдают экстремизмом (вроде требования выхода из Шенгенских соглашений) и расизмом, не такое простое дело даже для правых центристов (хотя, как показывает опыт Норвегии, Дании, Португалии и т.п., они в таких ситуациях преодолевают "угрызения совести"). Теоретически в запасе у Балкененде есть еще побитые на выборах либералы НПСД, которые пока собираются в оппозицию, и некоторые другие группы, на которые мог бы опираться его кабинет право-консервативно-центристской окраски.
Поскольку в новом парламенте "многое смешалось", образование нового нидерландского правительства потребует, очевидно, некоторого времени, усилий и политического маневрирования. В любом случае его курс, по крайней мере как программа, будет более жестким в отношении иммигрантов, борьбы с преступностью, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков и некоторых других дел, которые, как считают многие избиратели, упускало из виду предшествующее правительство. Но основ внешней политики никакой кабинет в Нидерландах не затронет.
Другое дело, что на европейских просторах итоги нидерландских выборов усиливает "ветер справа". И это не может не беспокоить социал-демократов в таких странах, как Франция и Германия, где им вскоре тоже предстоит переэкзаменовка на выборах.