Впервые за последние месяцы наша стратегическая авиация решила испытать на прочность американскую ПВО. На днях два стратегических бомбардировщика Ту-95 совершили облет побережья Аляски. Навстречу им в воздух были подняты два перехватчика F-15, которые некоторое время сопровождали российские самолеты. Тем самым Москва прервала мораторий на подобные акции, которого она придерживалась после 11 сентября. Как известно, российское руководство по просьбе Белого дома сразу после трагедии прервало учения стратегических сил над акваторией Северного Ледовитого океана, в ходе которых отрабатывалось нанесение ядерных ударов по Северной Америке.
Американские СМИ уже прямо связали этот шаг с неудачной попыткой достичь договоренностей по ограничению стратегических вооружений во время недавнего пребывания в Москве заместителя госсекретаря Джона Болтона. Между тем данный эпизод, символизируя возобновление стратегической конфронтации между РФ и США, вполне вписывается в схему, которую в середине прошлой недели представил американскому сенату госсекретарь Колин Пауэлл. Он провозгласил, что отныне отношения между Вашингтоном и Москвой будут строиться по формуле "согласны не соглашаться". Это означает, что обоюдного согласия в ключевых вопросах двусторонних отношений больше не требуется. Американцы не обязательно будут дожидаться, когда Россия примет то или иное предложение, и готовы впредь действовать в одностороннем порядке.
Именно такой подход американцы уже начали практиковать в случае с договором по ПРО. Его же они пытались применять, когда призывали не подписывать формальных соглашений о стратегических наступательных вооружениях, а вместо этого действовать в режиме текущих устных договоренностей. Отныне такая схема, уже доказав свою плодотворность, будет постепенно распространяться на другие виды российско-американского диалога.
Отчитываясь перед сенаторами и запрашивая 16 млн. долларов на финансирование деятельности госдепартамента в 2003 финансовом году, Пауэлл подчеркнул, что и впредь отношения с Россией будут строиться таким образом, чтобы приносить Америке ощутимую выгоду. Как сказал сенаторам Пауэлл, несмотря на сохранение принципиальных российско-американских разногласий, "мир не рухнул, гонка вооружений не возобновилась, кризиса в российско-американских отношениях не случилось. Наши отношения развиваются очень хорошо". Москва даже "помогла нам войти в Центральную Азию". И все это - в условиях, когда США перестали договариваться с Москвой по каждому конкретному вопросу.
Правда, российскую сторону такой тип сотрудничества пока не устраивает. Например, ФСБ утверждает, что обмен разведданными по Афганистану был далеко не эквивалентным. Американцы не предоставили никакой ценной информации по действиям талибов. ФСБ утверждает, что Россия передала США вдвое больше информации. Причем Москва давала более качественную информацию, включающую аналитические выкладки и прогноз, в то время как получила от партнеров лишь поверхностные сообщения. Впрочем, несогласие Москвы - не повод для озабоченности, поскольку полностью отвечает новой модели отношений.