Никогда за последние годы США не были столь очевидно вовлечены в свержение законного президента, как это случилось в этом месяце в Венесуэле. В Вашингтоне разгорается скандал. Белый дом, госдепартамент и Пентагон заняты опровержениями, особенно открещиваясь от публикаций "Нью-Йорк таймс". При этом не суть опровергается, а детали.
Да, путчу предшествовали начавшиеся в прошлом году встречи лидеров оппозиции с высокопоставленными чинами администрации Буша и с послом США в Каракасе Чарльзом Шапиро, в ходе которых обсуждались "приемлемые способы" устранения Уго Чавеса. Но, оказывается, узурпаторам не советовали разгонять парламент, это их собственная инициатива. А вот официальный представитель Пентагона предпочитает не юлить. По его утверждению, "мы их (заговорщиков. - К.Х.) ни от чего не отговаривали. Мы давали им неофициальные сигналы о том, что нам не нравится этот парень". Имеется в виду Чавес.
США оказались, по сути, единственным государством, не осудившим свержение конституционного президента, избранного в 1998 и 2000 гг. подавляющим большинством голосов. Более десяти лет назад испарились, казалось навсегда, военные хунты и на континенте повсеместно утвердились гражданские правительства. Сейчас тени подзабытых "каудильос" возвращаются, и трагедия пиночетовского режима оборачивается жалким фарсом двухдневного правления "военно-гражданской хунты" - десятка генералов во главе с местным олигархом.
Обескураживает реакция не вашингтонского чиновного люда, а самого президента Буша. Сперва он оправдывал свержение Чавеса расстрелом манифестантов. Но есть доказательства, что первыми огонь открыли провокаторы-путчисты. Теперь Буш предпочитает ссылаться на соображения морально-философского толка. Признавая, что Чавес "был демократически избран", президент США глубокомысленно заключает: "Легитимность тем не менее, - это то, что не обеспечивается простым большинством избирателей". А чем же еще обеспечивалась победа на выборах самого Дж.Буша? Точку над "i" поставил его ответ на журналистский вопрос, почему США не осудили путч: "Моя администрация совершенно четко заявила о поддержке демократии. Чавес должен извлечь уроки".
Ну, конечно, только свержением хотя и законного, но не пришедшегося к вашингтонскому двору президента можно научить демократии его подданных, а если он вопреки сценарию чудом возвращается к власти, то должен покаяться. "Нью-Йорк таймс" заметила к месту: "Сейчас у латиноамериканских стран сложилось впечатление, что администрация Буша придерживается избирательного подхода в своей поддержке демократии┘ В страстном желании отделаться от Чавеса администрация подорвала доверие к себе как главному защитнику демократически избранных правительств".
Справедливости ради заметим, что конфликт с Чавесом назревал в Белом доме еще до прихода туда Дж.Буша. Вот краткая хронология внешних примет спора. Июнь 1999 г.: возможную "гуманитарную интервенцию" против соседней Колумбии под предлогом борьбы с наркоугрозой Каракас расценивает как "катастрофу" для безопасности региона. Самолетам США запрещаются полеты над Венесуэлой для реализации "Плана Колумбия". Октябрь 2000 г.: Венесуэла обвиняет США в нарушении их военными кораблями своих территориальных вод. Июнь 2001 г.: Вашингтон сворачивает давнее сотрудничество со спецслужбами Венесуэлы под предлогом ее "кубанизации". Тогда же следуют огульные обвинения в поддержке Каракасом ультралевых в Колумбии, Эквадоре и Боливии. Июль 2001 г.: не склонный к антиамериканской риторике Чавес заявляет, что "идеи Освободителя Боливара были разрушены "доктриной Монро".
Кроме исторической памяти существует и личная, и Чавесу не забыть, что США отказали ему во въездной визе, когда он по рейтингу уже лидировал в начинавшейся президентской гонке. Август 2001 г.: военной миссии США в Каракасе предложено освободить функционировавший 40 лет спецкомплекс. Сентябрь 2001 г.: правительство Венесуэлы сочло утратившим силу подписанное в годы холодной войны соглашение о сотрудничестве с Пентагоном.
Вашингтон расценил как потворство талибам высказанное в ноябре 2001 г. Чавесом сочувствие в связи с гибелью под бомбардировками в Афганистане мирных жителей, его утверждение, что нельзя на террор отвечать террором. К тому времени и восходит начало сговора Вашингтона с конспираторами.
Однако главный камень преткновения - нефть. Венесуэла - не только четвертый в мире ее производитель, но и председатель ОПЕК, притом независимый, играющий на повышение цен путем сокращения ее добычи за 3 года на одну треть. Бывшая для США поставщиком нефти # 1 Венесуэла заняла лишь четвертое место. Интересы Венесуэлы в ОПЕК умело лоббирует ее генсек Али Родригес, пользующийся, кстати, доверием Москвы. Недавнее назначение Али Родригеса руководителем госнефтекомпании "Петролеос де Венесуэла" - первая крупная мера Уго Чавеса по наведению порядка в ключевой отрасли экономики и исправлению признанных им ошибок.