Вырабатывавшаяся лучшими умами Франции в течение нескольких лет предвыборная стратегия премьера Лионеля Жоспена оказалась ошибочной, когда на финальной части президентской избирательной кампании лидер троцкистского коммунистического союза Арлет Лагийе захватила значительную часть левого электората. Планы и расчеты лидеров левого фланга политического спектра Франции рухнули, не выдержав мощных раскатов "Интернационала", исполнение которого является обязательным на всех митингах Лагийе.
Сама Лагийе иногда плачет во время пения революционного гимна позапрошлого века, что вызывает умиление даже у представителей среднего класса. В итоге, согласно самым последним опросам общественного мнения, лидер троцкистов может рассчитывать на поддержку 10% электората. А учитывая, что Лагийе уже заявила, что не будет во время второго тура призывать голосовать за "предателя левых ценностей" Жоспена, будущее последнего как нового президента Франции оказалось сейчас под большим вопросом.
Более того, неожиданный успех троцкистов способен привести к краху Коммунистической партии Франции, которая в течение десятилетий была мощной политической силой страны, а сейчас ее лидер рискует не преодолеть и пятипроцентный барьер.
Нынешний избыток кандидатов от левых сил играет на руку президенту-голлисту Жаку Шираку. Большинство опросов отдают ему победу и в первом туре, который состоится в ближайшее воскресенье, и во втором, который пройдет в мае. Хотя в итоге перевес у Ширака, согласно исследованиям общественного мнения, будет незначительным - 51% голосов. Фактически сейчас повторяется ситуация выборов 1988 года, когда неожиданный взлет крайне правого Жан-Мари Ле Пена ослабил правых и открыл дорогу к победе социалистов. Сейчас Лагийе является для Ширака тем, чем 14 лет назад Ле Пен был для Франсуа Миттерана.
Многочисленные жалобы в прессе о том, что нынешняя избирательная кампания во Франции "скучна" и "неинтересна", не имеют ничего общего с реальностью. В действительности президентские выборы исключительно насыщенны и имеют увлекательную коллизию, которая фактически завершает собой политический спектакль под названием Пятая республика. Уже становится ясно, что политический мир Франции ведет последние арьергардные стычки - отголоски мощных баталий 60-х годов между голлистами и европейскими левыми. Страна входит в новую фазу, когда должны быть проведены кардинальные социальные, экономические и политические реформы и сам стиль и образ жизни французов измениться.
Таким образом, на повестке сегодняшних президентских выборов стоит ключевой вопрос, какое политическое течение - левое или правое - заложит основы будущей Франции. Этот выбор также окажет огромное влияние на пути интеграции Евросоюза. Именно поэтому вопросы европейской интеграции занимают подавляющую часть внешнеполитической программы ведущих кандидатов в президенты.
Так, Жоспен ставит в своей программе создание "единой политической Европы", которая будет иметь единые институты для проведения амбициозного курса, подчеркивающего мощь европейской цивилизации. При этом он согласен создать Европу объединенных наций с оговоркой о необходимости определить и сохранить в любом новом интеграционном образовании национальные интересы Франции.
Ширак более решителен в своей международной части программы и выступает за выработку Конституции Евросоюза и ее принятия на референдуме, а также создание выборного поста президента Евросоюза. Еще одно предложение Ширака - проводить выборы в Европарламент не на национальной, а на региональной основе, что превратит парламент в орган, наделенный новыми полномочиями в качестве представителя единой Европы исторических регионов.
Успех Лагийе только подчеркивает тот факт, что Франция упустила десятилетия, боясь распрощаться со своим элегантным и во многом притягательным образом жизни. И это время должен будет наверстать новый президент, миссия которого состоит в том, чтобы открыть путь для молодого политического класса.
Париж