Первым президентом Республики Тимор-Лоросае, которая будет провозглашена 20 мая этого года, избран Шанана (в португальском варианте - Жозе Алешандре) Гужмао. Будучи одним из представителей местной интеллектуальной элиты, поэт Гужмао завоевал среди тиморцев авторитет как стойкий борец за независимость. Несколько лет он провел в индонезийской тюрьме, где подвергался пыткам. Единственным соперником Гужмао был другой местный диссидент Шавьер ду Амарал, не имеющий, однако, яркой харизмы. Он уже заявил, что участвовал в президентской кампании только ради принципа, "чтобы у избирателей был реальный выбор".
Более четырех столетий восточная часть острова Тимор в Малайском архипелаге оставалась одной из самых отсталых частей португальской колониальной империи. В апреле 1975 г., спустя год после демократической революции в Португалии, здесь вспыхнула гражданская война. Маленький гарнизон колонизаторов покинул остров, и одно из трех соперничавших между собой освободительных движений, ФРЕТИЛИН (Революционный фронт за независимость Восточного Тимора), провозгласило независимость этой территории.
Однако уже в ноябре 1975 г. здесь высадились вооруженные подразделения Индонезии, которая вскоре объявила Восточный Тимор своей 27-й провинцией. Лишь после крушения диктатуры генерала Сухарто при посредничестве мирового сообщества Индонезия и Португалия в 1999 г. подписали соглашение о проведении референдума по вопросу о будущем Восточного Тимора. Затем 78,5% жителей Восточного Тимора высказались за независимость. В ответ Индонезия ввела в эту несчастную страну 15 тысяч своих солдат, учинивших там кровавую резню.
21 сентября 1999 г. по решению СБ ООН в Восточный Тимор прибыли межнациональные силы. До 20 мая этого года он будет официально находиться под управлением международного сообщества.
Большинство мест в Ассамблее (парламенте) Восточного Тимора в августе прошлого года завоевал ФРЕТИЛИН, получивший 400 тысяч голосов избирателей. Но последнее время молодежь и многие представители интеллигенции отошли от него. Генсека ФРЕТИЛИН Мари Алкатири обвиняют в том, что почти все годы индонезийской оккупации он провел в эмиграции в Мозамбике, где стал восторженным поклонником тамошней марксистской партии ФРЕЛИМО.
Сам Гужмао покинул Революционный фронт еще в конце 80-х гг., и сейчас его взаимоотношения с политической альма-матер далеки от безоблачных. Тем не менее по тактическим соображениям ФРЕТИЛИН поддержал его кандидатуру на президентских выборах. При этом "фронтовики" предлагают такую систему управления страной, при которой президент будет иметь самые ограниченные полномочия, а все внутренние дела окажутся под контролем премьер-министра. Так что Восточному Тимору, вероятно, предстоит пережить еще весьма острые коллизии внутриполитической борьбы.