Рим готов к встрече глав государств НАТО и России. Об этом с нескрываемо приподнятым настроением говорят в штаб-квартире Североатлантического альянса в Брюсселе. Там уверены, что к началу мая будет выработан текст соглашения по "Совету 20", закладывающий новый формат взаимоотношений 19 членов альянса и России. Первое его представление международной общественности намечено на 14 мая в Рейкьявике, где состоится сессия министров иностранных дел государств - участников НАТО и России. Затем подписание этого документа на самом высоком уровне должно пройти в Риме. Называется дата, а именно: 28 мая. Однако в Брюсселе не исключают, что это торжественное мероприятие может быть перенесено на первую неделю июня.
Эта неопределенность исходит из насыщенности международного политического календаря. В период с 23 по 26 мая должна состояться историческая встреча российского и американского президентов в Москве, в ходе которой, как ожидается, будут подписаны соглашения по стратегической стабильности.
Российский военно-политический истеблишмент в основном уже примирился с мыслью, что 4 тыс. ядерных боеголовок, предназначенных к уничтожению, будут направлены американцами на склады длительного хранения. Другая проблема - контроль за ходом ядерных разоружений. И она так или иначе будет решена, поскольку представляет обоюдный интерес для обеих сторон. Не исключено, что детальная проработка этого вопроса будет осуществлена после майского саммита Россия-США в неспешной рабочей обстановке экспертов.
Политическая эйфория, вызванная заключением американо-российских стратегических договоренностей, найдет подпитку в новой формуле взаимоотношений России и НАТО.
До настоящего времени диалог между Москвой и НАТО ведется по формуле "19 плюс 1". В действительности же, по оценке участников встреч в формате этого Совместного постоянного совета (СПС) Россия-НАТО, формула взаимодействия больше соответствует соотношению "19 минус 1". Как Россия, так и НАТО не испытывают полного удовлетворения от консультаций в формате СПС, где Россию только информируют о принятых в НАТО решениях, а Москва имеет возможность лишь давать им оценку. Участие же России в формате совета "двадцати" поднимает статус Москвы и позволит ей вести диалог с государствами Североатлантического альянса, с правом влияния на принятие решений. Это прежде всего касается антитеррористических операций, миротворческой деятельности, борьбы с наркомафией и других подобных вопросов.
В целом такой документ имеется, но остаются несогласованные частности. Например, Россия настаивает на том, чтобы наряду с форматом "Совета 20" сохранялся и ныне существующий СПС. НАТО настаивает только на "Совете 20". Опасения россиян вызваны тем, что за пять лет сотрудничества в рамках СПС удалось согласовать с Брюсселем только две позиции: по отношению к ядерным испытаниям в Пакистане и событиям 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне.
В Брюсселе резонно напоминают высказывание Владимира Путина о том, что Россия готова идти настолько глубоко в развитии отношений с НАТО, насколько глубоко готово идти само НАТО. Но представители как Североатлантического альянса, так и России сходятся во мнении, что политическая культура участников слишком разнится, что вызывает наибольшее беспокойство за будущее "Совета 20". И все же дипломаты уверены в окончательном успехе. Имея немалый опыт в разработке подобных документов, они-то знают, что последние компромиссы наверняка будут достигнуты в ночь с 13 на 14 мая, накануне встречи министров иностранных дел в Рейкьявике.
Активную помощь дипломатам оказывают рабочие группы экспертов. Только что в Брюсселе закончила первый этап сессии инициативная рабочая группа экспертов по проблеме отношений Россия-НАТО. С американской стороны авторитетная корпорация "Рэнд" привлекла к этой работе бывшего посла США в НАТО Роберта Хантера и других видных политиков, дипломатов и военных, а с российской стороны инициативу взял на себя институт США и Канады РАН во главе с его директором Сергеем Роговым, который привлек других российских специалистов. 12 апреля они вручили 30-страничный текст согласованного доклада генеральному секретарю НАТО Джорджу Робертсону.
На 27 мая намечено еще одно знаковое мероприятие - в Москве состоится открытие первой военной миссии НАТО. Ее возглавит 51-летний бригадный генерал из Великобритании Питер Уилльямс, который к тому времени будет повышен в звании до генерал-майора. Его помощниками станут старшие офицеры из США, Польши, Германии, Голландии и других стран НАТО. Постоянная военная миссия НАТО в Москве будет насчитывать 12 человек.
Брюссель-Москва