В самое ближайшее время СРЮ обзаведется законом, регулирующим сотрудничество с Международным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ). Между ключевыми политическими силами Сербии и Черногории уже согласован проект этого документа. Таким образом, будет узаконена выдача югославских граждан, пока запрещенная Конституцией. Социалистическая народная партия Черногории, голоса которой станут определящими при обсуждении законопроекта в союзном парламенте, потребовала, чтобы выдача в Гаагу была ограничена только той группой лиц, обвинения против которых уже выдвинуты международным трибуналом. Первыми кандидатами на выезд в Гаагу являются бывшие сподвижники экс-президента СРЮ Слободана Милошевича - Влайко Стоилькович, Никола Шаинович, Драголюб Ойданич, под вопросом остается персона президента Сербии Милана Милутиновича.
Тем временем в Гааге возобновился процесс над самим Милошевичем, обвиняемым в преступлениях времен хорватской, боснийской и косовской войн. На слушаниях речь идет о косовских событиях начала 1999 года. Обвинение пытается доказать, что Милошевич повинен в многочисленных убийствах и изгнании сотен тысяч албанцев.
Сознаваться в инкриминируемых преступлениях (а самое тяжкое из них - геноцид) Милошевич, как и прежде, не желает. Подсудимый и далее отказывается от защиты. А сам Международный трибунал продолжает писать на свой вкус современную историю Югославии - без привлечения в качестве свидетелей всех тех, кто действительно влиял на ее ход.
Политические визави Милошевича 90-х годов, а среди них руководители всех западных держав, имеют возможность отмалчиваться: необходимость вызова любого из них должна быть сначала рассмотрена трибуналом на предмет "уместности". При этом даже если суд и сочтет приглашение тех или иных свидетелей, названных обвиняемым, "уместным", последние (Тони Блэр, Билл Клинтон, Гельмут Коль и другие) могут под любым предлогом игнорировать приглашение. Да и вообще устав МТБЮ составлен под вызов только удобных для обвинения свидетелей, поскольку прописанная уставом компетенция трибунала распространяется на "территории, охваченные войной". А коль скоро визави Милошевича пребывали в 90-х годах в Лондоне, Вашингтоне, Ватикане и других спокойных местах, то и формального повода направить им повестки в суд вроде бы нет.
Из всех западных деятелей, причастных к событиям на пространстве бывшей СФРЮ, до сих пор изъявил желание пожаловать в Гаагу лишь бывший американский посредник на Балканах Ричард Холбрук, который в конце 90-х годов вроде бы признался Милошевичу, что США совершенно не волнует судьба албанцев, а главное, чего добивается в косовской драме Вашингтон, так это обеспечить лидирующую роль США в Европе и НАТО. О том, что Холбрук так ему прямо и сказал, заявлял сам Милошевич. Может быть, Холбрук и приедет в Гаагу, но он вряд ли подтвердит там то, что гуманитарные аспекты были лишь ширмой для реализации прагматических целей США и их союзников. Но в пользу такой трактовки событий говорит весь алгоритм действий Запада в те годы. Североатлантический альянс расширялся на восток и оставлять в "тылу" непокорный Белград вовсе не собирался.
Дабы выглядеть менее предвзятым, приведу лишь один пассаж из югославского досье, размещенного французской "Le Monde diplomatique": "Если на первых порах они (западные страны. - Е.В.) выступали за сохранение единства Югославии, то затем они быстро примкнули к политике Бонна в его признании отделившихся государств и к мнению Ватикана, благосклонно отнесшегося к появлению двух новых католических государств - Хорватии и Словении. Вашингтон подтолкнуло в этом направлении мощное хорватское лобби в Соединенных Штатах; он занял также благосклонную позицию в вопросе создания боснийского мусульманского государства, что позволило ему представить сбалансированной свою оппозиционную политику в отношении ряда мусульманских государств (Ирак, Иран, Ливия)".
То, что французская газета изложила в виде сухой справки, Милошевич перевел на обыденный политический язык. На процессе он заявил, что с начала 90-х годов осуществлялось прямое вмешательство Запада в судьбу Югославии. Целью Запада, прежде всего США и Германии, по его убеждению, было установление своей гегемонии в Восточной Европе путем дезинтеграции многонациональных государств - Югославии, СССР, Чехословакии.
Вряд ли стоит здесь вдаваться в разбирательства, кто больше виноват среди лидеров государств расколовшейся в начале 90-х Югославии в том, что на контролируемых или оспариваемых ими территориях творились беззакония и этнические чистки. Гражданские и межэтнические войны - это всегда чья-то правота и соседствующая рядом неправота. Вендетта может приобретать не только клановый, но и этнический характер, а под знамена становятся не только бандиты, но и генералы, служившие совсем недавно в одной армии. Нам в России за примерами далеко ходить не надо: вспомнить хотя бы бывших образцовых советских офицеров Дудаева и Масхадова.
МТБЮ зациклился на Милошевиче и на других сербах (Младич, Караджич и проч.), которые причастны к творившимся в ходе последних балканских войн жестокостям. Однако за кадром остаются действовавшие по другую сторону лица, такие, например, как бывший лидер боснийских мусульман Алия Изетбегович, который, как известно, отозвал свою подпись под лиссабонским соглашением, дававшим возможность избежать конфликта. Милошевича и покойного Туджмана (единственный несерб, который упомянут прокурорами в негативном плане) обвиняют в том, что они пытались разделить Боснию. Но при этом МТБЮ почему-то забывает, что есть живые люди, которые могут засвидетельствовать тогдашнюю готовность Изетбеговича торгонуть боснийской территорией. Без внимания остаются тысячи документов, предоставленных в том числе новыми властями СРЮ, свидетельствующие о преступлениях в отношении сербов.
Демонизация Милошевича на Западе все эти годы строилась в основном на свидетельствах политических противников и сообщениях западных же СМИ, а значит, имела четко ограниченные пределы. Чтобы раздвинуть их и придать обвинениям юридический налет, войны на пространстве бывшей Югославии нужно было представить в кастрированном виде. К примеру, эпизоды обвинения, связанные с косовскими событиями, рассматриваются вне контекста начавшихся 24 марта 1999 года натовских бомбардировок. То есть можно рассуждать насчет огромных масс беженцев, но при этом "отрезать" причинно-следственную связь, выразившуюся в умножении числа беженцев вследствие бомбардировок и бесчинств Освободительной армии Косово.
МТБЮ в своем нынешнем составе и формате, с его почти стомиллионным (!) бюджетом и сомнительным статусом действовал бы менее тупо и более последовательно, если бы: а) устроил показательную порку не только Милошевичу и прочим сербским фигурантам, но лидерам других сторон и этнических групп, причастным к кровавым событиям; б) принял бы к рассмотрению "натовское досье" и, соответственно, принудил к явке в суд в качестве свидетелей лидеров ряда стран, хотя бы бывших; в) занялся рассмотрением еще и "террористического досье" на предмет уяснения, насколько террористические и фундаменталистские организации помогли разжиганию сепаратистских настроений и межэтнических трений.
На Милошевиче отрабатывается технология обуздания следующих enfant terrible мирового сообщества - тех, что попадутся в руки США в ходе антитеррористической и прочих операций. А значит - орудием в руках того же Вашингтона, пытающегося сейчас "выстроить" всех - от союзников до тех, кто от него зависит, немощен или просто боится.