Разгорается скандал, связанный с судебным преследованием чилийской Фемидой бывших руководителей администрации президента Ричарда Никсона, прежде всего бывшего госсекретаря Генри Киссинджера, по обвинению в подготовке заговора и свержении конституционного главы государства. Ведущий дело Пиночета судья Хуан Гусман обратился к властям США по делу убитого вскоре после путча 11 сентября 1973 г. американского гражданина Чарльза Хормана - его гибель легла в основу удостоенного "Оскара" фильма "Пропавший без вести". Чилийский судья действует по поручению его вдовы. Родственники убитого верного Конституции командующего вооруженными силами генерала Рене Шнейдера избрали другой путь - возбудили в Вашингтоне гражданский иск против Киссинджера, бывшего директора ЦРУ Ричарда Хелмса и других на сумму 3 млн. долл. К расследованию подключились и судебные органы Аргентины. Предмет их забот - террористическая организация "Кондор", в рамках которой родственные Пиночету военно-полицейские режимы в Аргентине, Боливии, Бразилии, Парагвае и Уругвае сообща уничтожали, в том числе за рубежом, активных деятелей оппозиции.
В самом факте причастности высоких чинов администрации Никсона к свержению чилийского президента-социалиста нет ничего сенсационного. Почти 30 лет назад сенат США обнародовал доклад своей спецкомиссии "Обвинения в заговорах с целью убийства деятелей иностранных государств", который доказал причастность ЦРУ и к убийству генерала Шнейдера, и к свержению президента Альенде.
Роль Киссинджера в ориентации ЦРУ - одна из ключевых. Он с 1969 по 1977 г., т.е. в период подготовки, организации путча и укрепления власти Пиночета, - советник президента по вопросам национальной безопасности, госсекретарь. Он входил на первых ролях в секретный межведомственный орган "Комитет 40", санкционировавший все подрывные акции в Чили.
Актуализацию давно известных фактов стимулирует атмосфера глобальной борьбы против международного терроризма. Но вряд ли Киссинджер подвергнется санкциям. И все же он предусмотрительно отменил поездку в Бразилию для чтения лекции и получения ордена. Сегодня Киссинджер с трудом припоминает "отдаленные события" в Чили времен захвата Пиночетом власти. Вообще же Генри Киссинджера отличает отменная память.