Если раньше слово "война" в отношении палестино-израильского конфликта употреблялось достаточно условно, то теперь на Ближнем Востоке всерьез говорят об угрозе седьмой арабо-израильской войны и предсказывают ее выход за пределы региона.
Резкое обострение ситуации после начала израильских атак на резиденцию главы Палестинской национальной автономии Ясира Арафата в городе Рамаллахе вызывает крайне негативную реакцию арабского мира, Европейского союза, ООН. С жестким требованием вывода израильских войск с палестинских территорий устами Джорджа Буша выступили Соединенные Штаты - главный союзник Израиля. Между тем израильское руководство демонстрирует непреклонность. Останавливать операцию по "искоренению палестинского терроризма" Тель-Авив не собирается.
Руководители всех арабских государств призвали в минувший уикенд к введению санкций против "агрессора". А правительство Судана прямо заявило о создании на территории страны тренировочных лагерей для "бойцов палестинского сопротивления".
Ближневосточным вопросом самым серьезным образом занялся Евросоюз. Министр иностранных дел Испании (председательствующей в ЕС) Жозеп Пике начал в рамках Евросоюза дискуссию о санкциях против Израиля. Он уточнил, однако, что консенсуса в данном вопросе будет сложно добиться. Кроме того, неясно, о каких санкциях идет речь, соответственно не известен и их механизм.
Из дипломатических источников "НГ" стало известно, что в Мадриде, где на этой неделе пройдет заседание "четверки" ЕС - США - Россия - ООН, европейцы поднимут вопрос о санкциях. (Россию представляет Игорь Иванов, а США - Колин Пауэлл.) Наши источники указывают, что со стороны США, ООН и России будет высказана сдержанная позиция. В этом смысле Европа рискует. Стремясь играть самостоятельную роль на Ближнем Востоке, Евросоюз пока не может похвастаться успехом. Недавняя пощечина со стороны израильского правительства, выразившаяся в отказе допустить европейских представителей к Арафату, - одно из ярких свидетельств слабости ЕС.
Что касается перспективы введения санкций против Израиля, то эксперты пока не готовы говорить о таком повороте как реальном. Леонид Гевелинг, замдиректора Института стран Азии и Африки при МГУ так прокомментировал для "НГ" этот вопрос: "Я не уверен, что санкции будут достаточно продуктивны. Мне кажется, что конфликт, который зашел так далеко, невозможно решить давлением на ту или иную сторону. Есть только один путь решения проблемы - сесть за стол переговоров - и договариваться по тому же принципу, по которому кардиналы выбирают Папу Римского, когда никто не может покинуть помещение до решения вопроса. Международные санкции ранее уже применялись, скажем, в отношении ЮАР, но имели весьма ограниченный успех. Конечно, с точки зрения общей реакции ООН, введение санкций было бы весьма радикальной попыткой решить ближневосточный вопрос, но трудно сказать, насколько они могли бы предотвратить разрастание конфликта".
Замдиректора Института востоковедения РАН Анатолий Егорин считает, что в вопросе принятия международных санкций в отношении Израиля многое зависит от позиции России. "Если наше руководство проявит политическую волю, то есть шанс, что санкции будут приняты. В Совете Безопасности председательствует наш представитель. Введение санкций - это слишком сильный инструмент давления. В случае, если резолюция о санкциях будет принята, нам самим станет легче разговаривать с арабским миром. Легче станет работать и коспонсорам мирного процесса. ЕС наверняка поддержит введение санкций. Вопрос - поддержат ли США. Но совершенно необязательно, что Израиль послушает Белый дом. Показательно, как грубо премьер-министр Ариэль Шарон отреагировал на последнее заявление президента Буша с призывом к скорейшему выводу израильских войск с палестинских территорий. Введение санкций вызовет и позитивную реакцию в российском обществе, поскольку действия Израиля уже наносят ущерб собственности Русской Православной Церкви в Палестине", - заявил нашему корреспонденту Егорин.
Египет - ключевое из арабских государств в разрешении ближневосточного кризиса - предпочитает делать упор на выполнении уже существующих резолюций СБ ООН, а не спекулировать на тему эффективности пока еще виртуальных санкций. Полномочный министр по вопросам информации, советник посольства АРЕ в РФ Магди Фуад Дейф заявил "НГ": "Если резолюция о санкциях будет принята, то ООН сможет подтвердить свой авторитет как организации, представляющей международную законность. Тем более что все предыдущие резолюции, под номерами 242, 338, 1097, 1402, 1403, предусматривавшие мирное разрешение конфликта, так и не были выполнены. Сейчас самое главное - не принимать новые резолюции, а добиваться выполнения старых. Именно так ставит вопрос Лига арабских государств. И это соответствует седьмому разделу Устава ООН об обязательности выполнения резолюций международного сообщества. У нас остается надежда на возрождение мирного процесса".
Разговоры о возможности введения санкций против Израиля пресс-атташе израильского посольства в Москве Арон Гамбург расценил как "уравнивание действий террористов против мирного населения и антитеррористической операции ЦАХАЛ", что, в свою очередь, является "полным извращением реальной ситуации на Ближнем Востоке". Гамбург подчеркнул, что Устав ООН провозглашает право любого государства на самооборону, ни в одном из документов международного сообщества не говорится, что действия террористов могут быть как-либо оправданы. "В то же время мы считаем, что в нынешней ситуации необходимо оказать самое серьезное давление на Арафата и Палестинскую администрацию. Они должны обратиться с своему народу с призывом прекратить террор против граждан Израиля. Мы не выступаем против палестинского народа или Палестинской администрации, как таковой. Мы только хотим уничтожить инфраструктуру террора. Резолюции СБ ООН до сих пор недостаточно настоятельно требовали прекращения палестинского террора. Та доля настойчивости, которая проявлялась к нам по поводу необходимости вывода войск, совершенно несоизмерима с требованиями, которые предъявлялись к палестинцам", - сказал дипломат.
Нигде политические последствия нынешнего кризиса на Святой земле не отдаются столь остро, как в Вашингтоне. В перекрестье противоречивых стратегий и амбиций закономерно оказался президент Джордж Буш, от которого все противоборствующие стороны ожидают откровений - на чьей стороне в конечном счете будут США и нынешняя администрации в этот затянувшийся момент истины. У себя дома Буш балансирует между произраильским и проарабским лобби, консервативными республиканцами, наседающей демократической оппозицией, нетерпеливыми генералами и, наконец, дипломатическим истеблишментом. По данным из Вашингтона, именно давление со стороны госдепа подвинуло Буша сделать заявление по ближневосточному кризису, которое уже успели окрестить как "антиизраильское".
Если отбросить риторику, то Буш потребовал немедленно вывести израильские войска из Палестинской автономии. "Акция возмездия" со стороны Тель-Авива признана тем самым чрезмерной и неадекватной. Насколько искренен демарш Буша, судить не так просто. Неафишируемые мотивы израильской операции на землях палестинцев весьма близки публичным оценкам Белого дома, ЦРУ и других американских ведомств. Все они считают необходимым не только разрушить "инфраструктуру" палестинского терроризма, но и заполучить наконец исчерпывающие сведения о его организации, источниках снабжения и финансирования.
Согласно оценкам ЦРУ, потенциальными бомбистами-камикадзе среди палестинцев так или иначе могут считаться до 800 тыс. человек. Значительная часть этих людей постоянно находится в Израиле или может в любое время проникнуть на его территорию. Понятно, что никакими танковыми и вертолетными атаками данную проблему не решить. По мнению американских и израильских профессионалов, необходимо планомерное подавление очагов террористической угрозы. А для этого потребуются захват командных центров палестинского движения вместе с имеющимися там информационными массивами, аресты и допросы многих тысяч подозреваемых. Не случайно в числе первых итогов военной операции израильские военные власти продемонстрировали журналистам предполагаемые документальные свидетельства об участии Ясира Арафата в финансировании терроризма на территории Израиля.
Вполне сознавая уязвимость американской позиции по палестино-израильскому урегулированию, госсекретарь Колин Пауэлл решил начать свой "миротворческий" визит с самой дальней географической периферии израильско-арабского кризиса. Свой шестидневный вояж в целях разъяснения последнего заявления Буша он начал вчера в Марокко. Здесь он встретился не только с королем Мохаммедом VI и саудовским принцем Абдаллой, но и с тысячами антиизраильски настроенных демонстрантов.