В воскресенье в Коста-Рике финиширует избирательный марафон. После парламентских и первого тура президентских выборов, состоявшихся 3 февраля, гражданам предстоит поставить точку в споре претендентов на пост 39-го главы государства. Из 13 зарегистрированных кандидатов право продолжить борьбу сохранили Абель Пачеко и Роландо Арайа, набравшие соответственно 38,5 и 30,9% голосов. Они представляют традиционные политические партии: Социал-христианское единство (ПСХЕ) и Национальное освобождение (ПНО).
Нынешние выборы разительно отличались от всех предыдущих. На политической арене произошли кардинальные сдвиги. Прежде всего подорвана монополия на власть партий, определявших до сих пор контуры политического устройства страны. Ранее ПСХЕ и ПНО боролись только друг с другом. При этом одному из кандидатов в президенты всегда удавалось преодолеть необходимый для победы барьер - 40% плюс один голос. Теперь впервые в новейшей истории пришлось проводить второй тур.
На арену вышла третья сила, спутавшая все карты. Экономист Оттон Солис бросил перчатку руководству ПНО. В начале 2001 года он создал партию Гражданское действие (ГД) и выдвинулся в президенты. К удивлению многих, его поддержали 26,3% избирателей.
Существенно изменилась и композиция однопалатного Законодательного собрания. Если, к примеру, в его прежнем составе две ключевые партии располагали 50 из 57 мест (при соотношении 27/23 в пользу ПСХЕ), то сегодня они имеют лишь 37 (19/18). Кроме того, с одного до пяти депутатов увеличила представительство партия Освободительное движение. Парламент де-факто трансформировался в плюралистический.
Коста-Рика, в течение длительного времени представлявшая собой своеобразный оазис на фоне диктаторских режимов и вооруженных конфликтов в центральноамериканских государствах, за 80-90-е годы совершила рывок в своем развитии. Следуя неолиберальным рецептам, она повернулась к открытому рынку, провела структурные реформы, приватизировала ряд важных отраслей. В результате из поставщика кофе и бананов она превратилась в производителя компьютерных программ, пользующихся огромным спросом за рубежом, включая Канаду, США и Европу. Доля высокотехнологичной продукции в экспорте достигла 48%.
Однако стремительные темпы перемен не всегда сопрягаются с адекватными мерами социальной защиты, хотя и на этом фронте Коста-Рика всегда опережала многие страны (не случайно ее называют латиноамериканской Швейцарией). Тем не менее блага глобализации достаются отнюдь не всем, даже в относительно благополучных странах. К тому же в последнее время Коста-Рика, да и не только она, переживает спад.
Все это не могло не сказаться на настроениях людей. Свое несогласие с линией правящих партий 30% избирателей выразили незатейливо - не явившись на участки. Другая часть - свыше 25% пришедших к урнам - высказалась в пользу партии Гражданское действие и ее лидера Солиса. Во второй половине 80-х гг. он занимал пост министра планирования в правительстве лауреата Нобелевской премии мира Оскара Ариаса (ПНО). Однако отказался от должности в знак несогласия с неолиберальной политикой. Так он сумел аккумулировать недовольство широкого социального спектра и добиться серьезного успеха.
Согласно опросам, наибольшие шансы на победу во втором туре продолжает сохранять 68-летний врач-психиатр Пачеко. Он уже заявил о готовности сформировать правительство национального единства. В свете изменившейся конфигурации подобная альтернатива представляется весьма конструктивной. Правда, имеются факторы, способные серьезно повлиять на исход борьбы. Это, во-первых, состояние здоровья христианского демократа. Оно отнюдь не блестяще, учитывая перенесенное в январе кровоизлияние в мозг. Во-вторых, многое будет зависеть от волеизъявления избирателей, поддержавших Солиса. Нелишне упомянуть и о том, что в случае "технической ничьей" победителем объявляется старший по возрасту.