0
695
Газета В мире Интернет-версия

02.04.2002 00:00:00

Парадоксы новой ядерной эры

Тэги: сша, запад, нато


На днях официальный Лондон вслед за Вашингтоном заявил устами министра обороны Джефа Хуна, что при необходимости применит ядерное оружие против Ливии, которая подозревается в обладании ОМП и ракетами для его доставки. Это стало еще одним шагом в реализации ядерной доктрины США, а точнее, англо-американского альянса. Принцип отказа от угрозы применения ядерного оружия против стран, которые им не обладают, похоронен.

Почти одновременно прозвучало предупреждение администрации Буша о том, что Северная Корея имеет три ядерных боезаряда. Они хранятся в подземных бункерах, которые предполагается поражать с помощью высокоточных ядерных боеголовок. Отталкиваясь от этих обвинений, западная пресса на прошлой неделе вновь поднимала вопрос о ядерном сотрудничестве Москвы и Пхеньяна. Намек, вероятно, такой: Россия - вовсе не сторонний наблюдатель по отношению к пресловутой "оси зла". И вообще, список членов "оси" - не догма, и в него за плохое поведение может угодить каждый - даже традиционный союзник вроде Саудовской Аравии. Ее стали в открытую критиковать за поддержку международного терроризма, присовокупив к этому новую информацию об укреплении Эр-Риядом своего ракетного арсенала.

Вслед за расширением списочного состава потенциальных противников, против которых хороши любые средства, Запад небывалыми темпами расширяет список своих штатных союзников. Прошедшая на минувшей неделе конференция в Бухаресте стала парадом готовности десяти кандидатов присоединиться к альянсу в кратчайшие сроки. Москва практически никак не высказалась по поводу такого важнейшего мероприятия. Это явно контрастирует с той острой реакцией, которая наблюдалась несколько лет назад в ответ на объявление о приеме первой тройки государств в НАТО.

Правда, Москва как будто решила ужесточить свой тон. По словам Сергея Иванова, именно благодаря более "внятной артикуляции российских внешнеполитических интересов" американцы не высаживаются в Грузии. Но на самом деле никто не поручится за то, что американцы, сделав традиционный проброс, просто перенесли свои планы. Точно так же как начало вещания на чеченском языке на радиостанции "Свобода" было просто перенесено с 28 февраля на 3 апреля. Москве не стоит опять становиться жертвой собственной пропаганды, принимая желаемое за действительное.

Сегодня иллюзорным оказывается не только дальнейшее существование системы коллективной безопасности в СНГ, но и выборочный курс Москвы на сближение с Кишиневом. В свете форсированного расширения НАТО, куда активно стремится Румыния, очевидно, что этот замысел в конечном итоге окажется нежизнеспособным. Упорное противодействие Западу на Балканах, которое еще недавно было одним из краеугольных камней внешней политики Кремля, теперь сменилось более объективистским подходом. Хотя, если быть последовательными, нужно было бы поддержать и деятельность Гаагского трибунала. На это Кремль по причинам внутриполитического порядка пока не идет.

В то же время столь серьезные изменения в международном окружении России ставят вопрос о политической преемственности, а равно политической ответственности. Интересным могло бы оказаться мнение маститого политика Евгения Примакова, который в свое время поворачивал вспять самолеты и брался развязать приднестровский узел. Или, переключившись на медиабизнес, он по примеру многих своих коллег подвел черту под собственным политическим прошлым?

Самым емким выражением сущности внешнеполитического курса Москвы, похоже, становится очередной путинский афоризм: "Почему бы и нет?" Почему бы России не вступить в НАТО, почему бы американцам не высадиться в Грузии, если они высадились в Центральной Азии. Правда, возникает вопрос: где рубежи отступления от заявляемых позиций? Но возможно, постепенная и как можно более выгодная сдача советского наследства и есть главный мотив международного поведения Москвы.

Дрейф идет не только в международных, но и во внутренних делах. В этих условиях московские политические верхи, вероятно, будут стремиться нейтрализовать конкурирующие политические силы в стране, чтобы монополизировать торг с Западом. Всем дается понять, что получать уступки на определенных условиях можно будет, только ведя дела напрямую с Центром и минуя любых его оппонентов - в Москве и на местах. Вероятно, выполняя соответствующий заказ, спецслужбы в последнее время стремятся нагнать страх на потенциальных конкурентов Кремля. На такую мысль наводит ужесточение секретности, а также полуанекдотическая рассылка повесток чекистам-эмигрантам Калугину и Литвиненко.

Впрочем, Москва в этом смысле не одинока. Подобную модель отрабатывает белорусский лидер Лукашенко. Он пошел даже на зажим некоторых из пророссийски настроенных политиков. Лукашенко демонстрирует, что решать проблему сближения Белоруссии с Западом можно только через него.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1203
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
1973
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
2016
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
2817

Другие новости