Выступая в бундестаге с правительственным заявлением по проблемам Евросоюза, канцлер Герхард Шредер неожиданно озвучил идею создания в рамках ЕС новой инстанции. Это должен быть "совет министров по делам Европы со специальной задачей координации" при подготовке саммитов ЕС. До сих пор такие дела входили в компетенцию Общего совета министров иностранных дел. Но канцлер довольно убедительно мотивировал свое предложение тем, что ныне едва ли не 60% вопросов, рассматриваемых под эгидой министров иностранных дел, относятся к "европейской внутренней политике" - экономике, финансам и т.д.
Однако Шредером, по-видимому, руководило не только стремление к большей рациональности в работе ЕС. Его предложение заведомо имело и внутриполитический аспект. Во-первых, в высказываниях канцлера просвечивало недовольство тем, как дипломатическое ведомство под руководством Йошки Фишера ведет немецкие дела в сообществе и, в частности, "пробивает" германские интересы перед брюссельской Комиссией. Во-вторых, инициатива канцлера автоматически предполагает введение в Берлине поста министра по делам Евросоюза с передачей ему соответствующих прерогатив из МИДа. В-третьих, не исключено, что в предвыборной ситуации канцлеру "выгодно" размежеваться с "зеленым" партнером по коалиции, представляемым Фишером, поскольку после грядущих выборов коалиция может выглядеть и иначе.
В том, как Шредер озвучил свою идею, не обсудив ее предварительно со своим заместителем, в берлинских политических кругах не без оснований видят явственный афронт Йошке Фишеру. Глава правительства впервые столь открыто вторгся в сферу интересов и вотчину вице-канцлера и министра иностранных дел. Известно, что Фишер претендует на лавры теоретика европейского объединения на современном этапе, а в реформе и расширении ЕС видит чуть ли не главную цель своей политической деятельности. Лишившись этого занятия, Фишер, как пишет журнал "Шпигель", стал бы "министром в миниатюре для дальних визитов и экзотики, ибо жестким покером в борьбе за интересы с французами, британцами, итальянцами занялись бы другие".
Понятно, что это не устраивает министра и его окружение. Фишер помалкивает. Лидер фракции "зеленых" в бундестаге Керстин Мюллер заявила, что ведомство канцлера и МИД хорошо сотрудничают в вопросах европейской политики, и она не видит необходимости что-либо менять в сложившейся практике.
До выборов 22 сентября этого и не случится. Но, дают понять в "зеленых" кругах, Фишер не преминет постоять за свои "еврокомпетенции" при выработке следующего соглашения о продолжении красно-зеленой коалиции. Правда, до этого еще надо выиграть выборы.