Премьер-министру Тони Блэру пока ничего не грозит. У него прочное большинство в палате общин. Авторитет лидера лейбористской партии тоже достаточно надежен. Но ничего вечного, особенно в политике, как известно, не бывает. И ныне, всего лишь через год после блестяще выигранных парламентских выборов, их победителю сопутствуют не только аплодисменты. Прямой и косвенной критике подвергается ряд важных направлений как внешней, так и внутренней политики кабинета Блэра.
Глухой ропот раздается среди парламентских заднескамеечников на левом крыле лейбористской партии. В этих кругах, сообщила на днях лондонская "Гардиан", раздается критика политики премьера в отношении Ирака, приватизации, а также "президентского стиля" его поведения. Депутат Джереми Корбин подтвердил, что такая дискуссия "имеет место", в партии наблюдается "растущее недовольство".
Видимо, поэтому руководство лейбористской фракции воспрепятствовало доведению до конца опроса депутатов на иракскую тему, затеянного Би-би-си. Но из ста парламентариев, успевших принять в нем участие, в поддержку предполагаемой войны против Багдада высказались только 8 человек, а 86 были против. Кроме того, 60 депутатов по своей инициативе подписали обращение к премьеру, в котором выражена "серьезная озабоченность" американскими планами удара по Ираку и возможным участием в нем Великобритании. Подсчитано, что линию Блэра в этом вопросе не разделяют 130 из 413 членов лейбористской парламентской фракции.
По слухам, сомнения в целесообразности стопроцентной солидарности с Вашингтоном по Ираку испытывают даже некоторые члены кабинета. В этой связи в лондонской прессе упоминают министра по делам развивающихся стран Клэр Шорт и бывшего министра иностранных дел, а ныне лидера парламентской фракции Робина Кука, являющегося и по этой должности членом кабинета.
Заявление министра обороны Джеффри Хуна о возможности применения ядерного оружия против Саддама, направление по просьбе Пентагона нового крупного контингента в Афганистан для выполнения там рискованной военной работы, которой чураются американцы, - эти и другие аналогичные явления в британской политике вызывают определенное беспокойство в политических и общественных кругах страны. Член лейбористской фракции Алиса Махон предупреждает против "ползучего" втягивания в разного рода военные операции. А бывший статс-секретарь Министерства обороны в правительстве Блэра Питер Килфойл призывает соотечественников не давать согласия "на то, что может стать современной версией Вьетнама".
После года своего второго премьерства глава правительства был просто вынужден преподнести общественности некое обновленное видение ближайшего будущего страны. Важное значение было придано состоявшемуся в середине марта докладу Тони Блэра в лондонском Институте экономических и политических наук, в котором в свое время ковалась программа "новых лейбористов" и их "третьего пути". Премьер объявил о вступлении в "третью фазу". Первой, по его словам, были годы оппозиции, когда "новые лейбористы" готовили победу на выборах. Второй - время первого премьерства, когда закладывался фундамент для инвестиций и реформ. Наступившая же "третья фаза" предназначена для их реализации. Но эта новая формула, по оценке британских комментаторов, малоубедительна и предназначена скорее для исправления имиджа власти, а не ее политического содержания. Между тем избиратели ждут не слов, а мер, направленных на зримое улучшения положения дел со школами, больницами, общественным транспортом, борьбой с преступностью.
Согласно последнему опросу, 54% англичан и третья часть избирателей лейбористской партии высказывают недовольство тем, как Тони Блэр ведет дела. Предпочтения, отдаваемые ему избирателями, сократились на 5 и не превышают сейчас 40%. В то же время стали набирать очки консерваторы, рейтинг которых приблизился к 33%. Конечно, до власти последним все еще далеко. У Тони Блэра впереди есть еще как минимум несколько лет. Но они, судя по всему, будут более беспокойными для обитателя резиденции на лондонской Даунинг-стрит, 10.