В одном из свежих статистических отчетов компании "Бритиш Петролиум Амоко" приведены некоторые любопытные цифры, которые позволяют несколько иначе посмотреть на истинные цели антитеррористической операции западных стран против движения "Талибан" и "Аль-Каиды".
Уже никого не надо убеждать в том, что XXI век - это век борьбы за энергоносители. Самый крупнейший их потребитель в мире - США. По экспертным оценкам, уже в 2005-2006 гг. только для поддержания энергобаланса на нынешнем уровне Соединенные Штаты вынуждены будут ввозить не 500 млн. тонн нефти, как сейчас, а 1,4 млрд. тонн. Для сравнения - все нынешнее суммарное мировое предложение нефти составляет порядка 1,1-1,2 млрд. тонн. Причем запасов природного газа, по экспертным оценкам, осталось лет на 180, а нефти и того меньше.
В мае прошлого года Джордж Буш обнародовал разработанную его администрацией так называемую новую энергетическую стратегию. Суть ее заключается в увеличении и диверсификации производства энергии в США, а также "модернизацию сетей", которые соединяют производителей и потребителей энергии. Президент недвусмысленно заявил, что Америке необходимо также уменьшить зависимость от импорта зарубежной сырой нефти. Одним из направлений уменьшения такой зависимости должно было стать начало добычи нефти в природной резервации на Аляске.
Как и следовало ожидать, инициативы президента по извлечению нефти из собственных недр пришлись не по душе прагматичным американцам, привыкшим жить на привозной нефти стран Ближнего Востока и Латинской Америки. Против предложенного плана выступили дружным фронтом губернаторы и мэры ряда крупных штатов и городов, в частности Калифорнии и Сан-Франциско, политики и видные религиозные деятели. Так, около 40 видных священнослужителей из Национального совета церквей США план Джорджа Буша в области энергетики охарактеризовали как неприемлемый, призвав американцев "поразмыслить над его последствиями".
Как известно, основные мировые запасы углеводородного сырья сосредоточены в недрах стран Каспийского региона - Ирака и Ирана. Соединенные Штаты не скрывают своей заинтересованности в транспортировке нефти и газа из Каспийского региона любыми путями в обход России. Кстати, в этом ряду и строительство нефтепровода Баку-Джейхан, и различные проекты трансбалканских нефтепроводов.
Для того чтобы реализовать намеченные планы, вашингтонской администрации нужны послушные режимы и стабильность. Попытки свалить Саддама Хусейна за счет блокады, внутренней иракской оппозиции и воинственных курдов, добивающихся создания независимого Курдистана, не удаются. Иран попал в разряд стран "оси зла". Провалом завершилась и попытка с помощью талибов построить трубопровод для перекачки туркменского и узбекского газа через территорию Афганистана в порты Пакистана. Напомним, что компании Юнокал (США) и Дельта-ойл (Саудовская Аравия) планировали начать его строительство общей стоимостью в 3 млрд. долларов еще в июле 1997 года.
Поэтому нельзя исключать того, что трагические события 11 сентября прошлого года, как бы кощунственно это ни звучало, помогли Джорджу Бушу разрубить этот гордиев узел и подобраться под лозунгом борьбы с международным терроризмом как можно ближе к каспийским нефти и газу, месторождениям Ирака и Ирана. Кто будет обладать ими - тот будет и формировать в XXI веке мировую политику, диктовать свои условия в экономике. Этим во многом и объясняется такое "дружное" присутствие в государствах Центрально-Азиатского региона СНГ и Афганистане союзников Вашингтона по НАТО.
Причем так думают не только российские политологи. 13 февраля в интервью одной из ведущих киргизских газет "Дело" почетный консул Франции Рене Канья заявил, что США, расположив свою военную группировку в Бишкеке, "могут действовать и в направлении Афганистана, и в направлении Каспийского моря". Он считает, что столица Киргизии, расположенная почти на равном расстоянии между Афганистаном, Каспийским морем и Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая, стратегически важна для США, а потому они останутся в Киргизии "под любым предлогом". По мнению г-на Канья, "нефть Каспийского моря очень интересует их. А если потом возникнут проблемы с Китаем, особенно Синьцзяном, лет через 10-20, то американцы рядом. Это стратегия, маневр".