В последнее время усилившиеся разговоры политиков на Западе и газетные публикации о неизбежности военной операции США против Ирака наглядно свидетельствуют о том, что идет процесс формирования общественного мнения в пользу силовых действий. В какой-то мере уже становится ясно, что все меньше остается шансов развернуть ситуацию в мирное русло, избежать военного противостояния в этом и без того взрывоопасном регионе.
Прежде всего, на мой взгляд, нужно осознать, что военная операция против Ирака будет кардинально отличаться от операции в Афганистане, так как в этом случае США придется иметь дело с достаточно консолидированной нацией, имеющей дееспособные вооруженные силы. Нужно осознавать и то, что Ирак сделал выводы из военных действий 1991 года. То есть речь не может идти о короткой военной операции с преимущественным использованием авиационной техники, и наземная операция с привлечением как минимум 50 тысяч военнослужащих становится практически неизбежной.
К тому же вычленить многие военные объекты из гражданской инфраструктуры весьма затруднительно, прежде всего те, на которых могут производиться средства массового уничтожения или их компоненты. Таким образом, любая массированная атака приведет к существенным потерям среди мирного населения, что вряд ли будет приветствоваться общественным мнением, особенно в Западной Европе.
США при всех предпринимаемых усилиях вряд ли могут рассчитывать на то, что им удастся мобилизовать союзников по НАТО для участия в этой операции, за исключением Великобритании. Более того, односторонние действия США могут в определенной степени спровоцировать внутренний кризис в НАТО, так как такие действия де-факто ведут к маргинализации Североатлантического альянса. Одновременно возникает и возможность обострения взаимоотношений по линии США - Европейский союз в дополнение к имеющимся торговым войнам. В целом, на мой взгляд, создание действительно широкой антииракской коалиции фактически невозможно.
Одним из существенных элементов ситуации является то, что в отличие от Афганистана в Ираке нет политических сил, на которые американцы могут однозначно положиться. То есть возникает проблема - каким образом импортировать живущую за пределами страны оппозицию и каким образом обеспечить возможность не только привести ее к власти, но и обеспечить сохранение этой власти в перспективе. Тем более что среди оппозиции нет ни одного яркого лидера, который мог бы рассчитывать хотя бы на минимальную поддержку со стороны населения Ирака.
Не следует забывать и о такой серьезной проблеме, как территориальная целостность страны. С одной стороны, США заинтересованы в силу ряда причин в ее сохранении, но с другой - обеспечить эту целостность будет более чем проблематично в условиях войны. Прежде всего это, конечно, проблема "независимого Курдистана", которая не снята с повестки дня. Также пока трудно предположить, как будет действовать Иран в этой ситуации. Нельзя полностью исключать такого положения, что Иран воспримет военные действия против Багдада (с которым налицо улучшение двусторонних отношений) как прямой вызов себе.
Только наивный может исключать в такой ситуации и то, что в ответ на военные действия против Ирака последний не станет думать об ударе по ближайшему союзнику США в регионе - по Израилю. Тем более что Ирак для этого располагает определенными средствами и, что вполне возможно, удар может быть нанесен с использованием средств массового поражения населения. Что последует за таким развитием? Вполне возможна полномасштабная война, в которую будут вовлечены и остальные арабские государства.
То есть в совокупности мы можем столкнуться с ситуацией, когда будет подорвана глобальная безопасность и мир вновь приблизится к неуправляемой модели, чреватой серьезными политическими и финансово-экономическими потрясениями.
Как же действовать в такой ситуации России? Во-первых, наиболее оптимальным сейчас представляется продолжение диалога с иракским руководством в отношении возможности возвращения в Ирак инспекторов ООН и создания им оптимальных условий для выполнения их миссии. Россия при этом ничего не теряет и, более того, сохраняет свое политическое лицо как на Западе, так и в арабском мире.
Во-вторых, не следует поддаваться давлению со стороны США, учитывая как внешнеполитические, так и особенно внутриполитические последствия "сдачи" Ирака. Любая сделка на этом направлении с США не будет сколь-либо выгодна России по достаточно объективным причинам (достаточно назвать только арабский мир, где мы откровенно теряем свои позиции в последнее время).
Сложность для нас при этом состоит в том, насколько могу судить из общения с американскими коллегами, что США не особенно хотят нашей поддержки в операции против Ирака.
Они хотят нашего "пассивного нейтралитета", который позволит им действовать вроде бы на более-менее легитимной основе , в том числе, возможно, и в рамках Совета Безопасности ООН. То есть, говоря довольно прямо, США хотят, чтобы В.Путин или просто промолчал, или бы свел все дело к формуле - "разбирайтесь там сами".
В-третьих, у нас пока еще остаются хоть небольшие, но возможности работать на этом направлении с европейскими государствами, имеющими близкий или сходный взгляд на иракскую проблему.