Вчера израильский кабинет министров обсуждал вопрос о том, выпускать или нет палестинского лидера Ясира Арафата из-под домашнего ареста в Рамаллахе на саммит Лиги арабских государств, который начнется в среду в Бейруте. Премьер-министр Ариэль Шарон настаивал на том, что, пока акции палестинских радикалов продолжаются, снимать блокаду с резиденции Арафата не стоит. Одновременно при посредничестве американского спецпосланника генерала Энтони Зинни проходили переговоры между представителями израильских и палестинских сил безопасности.
Зинни не раз уже говорил о том, что США желали бы поездки палестинского лидера в Бейрут, где будет обсуждаться мирный план, подготовленный недавно наследным принцем Саудовской Аравии Абдаллой. Израильские комментаторы полагают, что Арафату все-таки дадут выехать в том случае, если палестинцы согласятся с американскими предложениями. Правда, один из членов палестинской делегации заявил в воскресенье, что Арафат готов пожертвовать поездкой на саммит, чтобы не соглашаться с "несправедливыми" требованиями, содержащимися в плане Зинни. Но, хотя детали "компромиссных" предложений эмиссара Белого дома не оглашаются, палестинцы, по-видимому, не согласны с таким понятием, как террористическая инфраструктура, так как под него при желании можно подвести все коммуникационно-хозяйственные объекты автономии.
Как следует из последних заявлений Шарона о способности Израиля уничтожить все "террористические объекты", намерения у него самые серьезные. На этом фоне заявленное им ранее желание участвовать во всеарабском совещании в верхах выглядит более чем странно, если не сказать цинично. Особенно учитывая то, что арабские лидеры считают именно нынешнего израильского лидера, в бытность его министром обороны, ответственным за массовые убийства в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила в 1982 г. Ведь и сам генерал Шарон за прошедшие годы не раз выражал сожаление, что 20 лет назад не довел антипалестинскую операцию в Ливане до физического уничтожения Ясира Арафата.
От результатов переговоров между палестинцами и израильтянами зависит и возможность встречи Арафата с вице-президентом США Диком Чейни. С одной стороны, Чейни, завершивший на минувшей неделе турне по Ближнему Востоку, отказался встречаться с Арафатом, пока тот "не проявит усилий" по пресечению террористической деятельности, с другой - призвал израильтян позволить палестинскому лидеру пообщаться с первыми лицами арабского мира.
Между тем последние дни отмечены новыми вспышками насилия. В воскресенье трое палестинцев были застрелены у израильского поселения Нетцер Хазани в секторе Газа, затем у селения Атерет была убита 23-летняя израильтянка. Расследуя последний инцидент, израильские военные устроили зачистку в деревне Дир-аль-Судан, но натолкнулись на сопротивление, в результате чего был убит один из палестинских полицейских. Кроме того, впервые столкновения произошли на израильско-иорданской границе - израильтяне застрелили четырех человек, подозреваемых в принадлежности к исламистским группировкам. В довершении ко всему израильские танки вчера атаковали лагерь беженцев Рафах на юге Газы, мотивируя это постоянными нападениями на израильские блокпосты. Представители Армии обороны Израиля подготовили по этому случаю "мини-сенсацию", объявив о существовании подземных туннелей, по которым в Рафах якобы доставляется оружие из Египта. Возможно, таким образом Шарон пожелал ответить на предложение египетского президента Хосни Мубарака о посредничестве при организации палестино-израильской встречи на высшем уровне.
В целом создается впечатление, что, пока у кормила власти в Израиле стоят Ариэль Шарон и "ястребы" из его ближайшего окружения, шансы на возрождение мирного процесса на Ближнем Востоке невелики. Во всяком случае, никто из арабских лидеров Шарону не доверяет. В то же время в случае досрочных парламентских выборов руководство левой Партии труда, основного конкурента правого блока "Ликуд", по-видимому, пока не рассчитывает на успех - ведь при желании социалисты вполне могли бы спровоцировать политический кризис, выведя своих министров из правительства и развалив таким образом правящую право-левую коалицию.