Свергнутый почти 30 лет назад Захир Шах не раз заявлял, что вернется в Афганистан не как король, а как готовый служить народу гражданин. Декларация эта весьма примечательна. Прежде всего она вольно или невольно напоминает о традиционной роли монархии, всегда объединявшей разные этнические группы страны. А воссоздание общеафганского единства сегодня - безусловно, проблема номер один. Кроме того, декларация Захир Шаха продолжает политическую традицию, давшую основание называть его в свое время "самодержцем-демократом" и также весьма актуальную сегодня.
Крупнейшей вехой здесь выступает принятая при нем Конституция 1964 года, которая пошла по пути разделения властей и демократизации общества гораздо дальше, чем любой другой Основной закон за всю историю страны. Хотя король оставался воплощением верховной власти, членам его семьи запрещалось заниматься политической деятельностью. Парламент, прежде традиционное собрание наиболее влиятельных афганцев, начал формироваться не столько королем, сколько в результате выборов. Ранее лишь совещательный орган при монархе, он впервые получил возможность непосредственно влиять на политику правительства. Одновременно провозглашались свобода слова, печати, собраний, переписки и, самое важное, создание политических партий, в том числе и оппозиционных.
Конституционный эксперимент 1964 года вряд ли можно назвать удачным. Получивший реальные полномочия парламент превратился в арену противоборства между численно преобладавшими на севере Афганистана этническими меньшинствами и политически доминировавшими в стране пуштунами. Несмотря на острую необходимость изыскать внутренние средства на развитие страны и напряженность во многих сельских районах, парламентское большинство постоянно отвергало все предложения правительства: и провести налоговую реформу, и ограничить крупные землевладения. Чем все это закончилось, хорошо известно. Сначала Захир Шаха сместил его двоюродный брат, который провозгласил республику, а на деле установил единоличную диктатуру. Того, в свою очередь, свергли не обремененные "демократическими предрассудками" коммунисты. Списанная на советско-американскую конфронтацию кровопролитная война в конце концов привела к появлению талибов, также весьма далеких от принципа разделения властей.
Теперь же, когда для поддерживаемого мировым сообществом курса на восстановление Афганистана требуются какие-то ориентиры, Конституция 1964 года предстает в новом свете. Ведь, сохраняя единство страны, она создала, пусть неполную и недостаточно последовательную, систему прямой зависимости исполнительной власти от общества. Это тем более важно сегодня, когда причины, вызвавшие в свое время ее крах, уже не существуют. Если прежде этнические меньшинства через парламент подрывали ведущую роль пуштунов, то теперь сами пуштуны (ядро потерпевших поражение талибов), используя этот представительный орган, могут отстаивать свое место под солнцем.
Огромная долгосрочная безвозмездная помощь, обещанная Афганистану, сделала совершенно неактуальным вопрос о налоговой реформе. А разрушение крупного землевладения в ходе многолетних потрясений сняло с повестки дня аграрный вопрос. К тому же биполярный мир, в рамках которого прежде успешно действовали местные деструктивные силы, канул в Лету, и в Афганистане сегодня присутствуют не соперничающие сверхдержавы, а объединенное задачей стабилизировать страну международное сообщество. На этом фоне Конституция 1964 года (или выработанный на ее базе новый Основной закон), возможно, именно то, что больше всего необходимо в ближайшие годы для умиротворения Афганистана. И поэтому возвращение принявшего ее экс-короля также весьма своевременно. Понимая все это, Захир Шах уже не раз откладывал свой приезд, пытаясь побудить американцев согласовывать с ним их действия в Афганистане.