- Что изменилось в российско-монгольских отношениях после визита в Монголию президента Владимира Путина в 2000 году?
- С тех пор состоялось большое количество встреч и визитов на различных уровнях, в ходе которых был подписан ряд важных документов по развитию наших взаимоотношений. Уже есть и конкретные результаты. В определенной мере снизились цены на импортируемую из России электроэнергию. Ветеринарные организации наших стран активно продвигают экспорт мяса из Монголии в Россию. В рамках межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" в Иркутске состоялись встречи между руководителями Сибири и делегацией Монголии, в ходе которых намечены дальнейшие направления регионального сотрудничества. Важное значение имеет деятельность контрольно-пропускных пунктов, находящихся на госгранице. Мы благодарны российской стороне за создание соответствующей инфраструктуры на ряде КПП, вследствие чего обеспечивается их постоянное действие. Одним словом, мы считаем, что после визита президента РФ сделано немало, хотя наше торгово-экономическое сотрудничество пока еще не достигло желаемого уровня.
- Какие главные проблемы существуют в экономических отношениях, каковы перспективы их развития?
- Существуют проблемы тарифных барьеров в торговле и при транспортировке монгольских товаров по российской железной дороге, а также некоторые ограничения на экспорт мяса и мясной продукции из Монголии в Россию. Есть еще такая проблема, как выполнение обязательств Монголии перед Россией по кредитам, предоставленным в 1991 и 1992 годах. Из-за тарифных барьеров объем монгольского экспорта в 5 раз меньше российского экспорта в Монголию. Большой дисбаланс в торговле между двумя странами, естественно, убыточен для нас. В то же время мы можем поставлять в регионы Сибири и Дальнего Востока такую традиционную продукцию нашего экспорта, как дубленки, кожаные куртки, кашемировые и шерстяные изделия, ковры и другое. К сожалению, объем поставок в Россию этих видов продукции резко сократился из-за таможенных налогов. Вопрос о высоком железнодорожном тарифе при перевозке наших товаров по территории Российской Федерации рассматривался на уровне глав правительств и государств двух стран во время их встреч в 1995 и 2000 годах, были выработаны рекомендации по их снижению для перевозки конкретных видов грузов. Мы хотели бы привлечь как можно больше российских инвестиций в экономику Монголии, по объему которых Россия занимает лишь пятое место. Хотя перспективы монголо-российского экономического сотрудничества в целом благоприятны. Здесь у нас есть много преимуществ по сравнению с третьими странами, например огромный опыт совместных проектов, территориальная близость двух стран и так далее.
- Что обе стороны могут предпринять для увеличения взаимного товарооборота, который ныне в пять раз меньше, чем был в 1980-е годы?
- Прежде всего требуются детально рассмотреть вышеупомянутые вопросы. Например, есть возможность решить главный из них путем заключения межправительственного соглашения о свободной торговле между двумя странами по взаимосогласованным наименованиям товаров на основе принципов ВТО.
- Каковы перспективы развития крупнейших российско-монгольских совместных предприятий - АО "УБЖД" (Улан-Баторская железная дорога) и СП "Эрдэнэт" (производство медного концентрата)?
- Трансмонгольская железная дорога имеет большое значение в развитии транспорта между европейскими и азиатскими странами. В последние годы намечается тенденция роста объема транзитных перевозок через Монголию. Наша страна предоставляет большие тарифные льготы при перевозке российских нефтепродуктов через свою территорию. Хотя в последние годы резко упала цена на медь на мировом рынке, СП "Эрдэнэт" работает рентабельно. Нам необходимо заключить новое соглашение по дальнейшей деятельности СП.
- Будет ли рассматриваться во время пребывания Михаила Касьянова в Улан-Баторе проблема монгольского долга России и перспективы его погашения?
- Да, этот вопрос занесен в повестку. Исторические условия образования долга, а также сами мотивы предоставления Монголии кредитов по переводным рублям имеют свои особенности по сравнению с условиями предоставления кредитов бывшего СССР другим странам. Мы надеемся, что наши страны придут к взаимоприемлемому решению по урегулированию этого вопроса.
- Как развивается сотрудничество жителей приграничных районов России и Монголии?
- Мы придаем весьма важное значение приграничному и региональному сотрудничеству. Издревле жители приграничных районов наших стран сотрудничали в области торговли, сельского хозяйства, культуры и другого. С политическими переменами начала 90-х годов произошел заметный спад в торгово-экономических отношениях. Конечно, это обстоятельство не могло не повлиять на сотрудничество приграничных районов. Теперь, когда заметна некоторая стабилизация в экономиках наших стран, думаю, пришло время всесторонне развивать прежде всего приграничное сотрудничество, взяв все то положительное, что было у нас раньше. Стимулирующим фактором стало открытие Монголией в феврале этого года генерального консульства Монголии в городе Кызыле, столице Республики Тыва.
- Будут ли обсуждаться в ходе визита Михаила Касьянова проблемы политической стабильности в Центральной Азии в связи с событиями
11 сентября 2001 года и последующей глобальной антитеррористической операцией? Не намерена ли Монголия присоединиться - может быть, в качестве наблюдателя - к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), так называемой "Шанхайской шестерке"?
- В ходе визита Михаила Касьянова вопросы политической стабильности и безопасности в Центральной Азии будут затронуты в азиатском и международном контекстах. Что касается намерения Монголии присоединиться к ШОС, на мой взгляд, еще рано сказать что-либо конкретное в данный момент. Эта организация еще только формируется, не разработаны учредительные документы. Тем не менее мы будем внимательно следить за ее развитием.